Переполненный автобус БАТ. Вечерний час пик, хотя в последние дни это никак не коррелируется со временем. Чтобы выйти, надо, теряя пуговицы и плохо закрепленные детали гардеробо (хорошо, что сезонная многослойность не позволяет остаться совсем без одежды), протиснуться к окошку водителя (единственного восставшего из небытия кондуктора я видела в «тройке» на этой неделе и была в шоке). Но приезжие об этом квесте не знают! И вот, из глубины только что отъехавшего от остановки автобуса раздается женский голос с мольбой нажать на кнопку остановки. Чудо, но водитель тормозит и выпускает пассажира. Женщина выскакивает, на ходу выдавая ликующее «спасибо» и вопрос, как заплатить за проезд. Бежит к открывшейся передней двери с деньгами и, извиняясь перед всем автобусом: «Я здесь впервые, еще нигде такого не видела». «А мы такое видим каждый день», — снисходительно отвечают те, кто внутри.
Еще в начале ноября когда транспортная реформация только начиналась, меня все устраивало. Плюсом к ПАЗикам появились автобусы БАТа, и их хватало. Но теперь ПАЗы убрали совсем, вместо них ходят БАТовские же микромерседесы, причем в меньшем количестве. Каждый день пассажиры склоняют в этих автобусах транспортную стратегию.
Пазично-газельная система, конечно, не самая хорошая, но за пару десятков лет мы привыкли выходить на остановку и сразу же садиться в транспорт. За это время выросло поколение, не умеющее уступать сидячее место старику или ребенку – просто необходимость в этом возникала не слишком часто.
Я не хочу туда, куда меня вернули, в 80-е, когда, чтобы доехать до Инорса, нужно было до слез отморозить ноги на остановке, а потом добить их контрольной поездкой в двух (бесплатных, к слову) троллейбусах №2 и №8. Или втиснуться на Ферина в желтый «Икарус» и выйти на БГУ изрядно потрепанным, возвращая на место предметы гардероба.
20 минут – это максимальное время, которое можно ждать автобуса на остановке (а не 30-40 минут), ведь потом еще пробка сожрет минут 40. А пробка будет, потому что, наевшись обновленным транспортом, люди будут ездить на аварийных развалюхах, на старой резине, лишь бы не участвовать в этом кошмаре.
Оставить город совсем без малого транспорта нереально – по некоторым окраинным маршрутам БАТ не поедет и не проедет. Я с трудом представляю, как НефАЗ поедет по серпантинному участку с частным сектором Армавирской, который уже лет десять хотят снести.
Я хочу, чтобы у меня был нормальный транспорт, относительно (!) чистый, относительно свободный, не унижающий ни его работников (кондуктора и водителя), ни пассажиров. Не размазывающий людей друг по другу, не вынуждающий их звереть друг от друга, протискиваться и пропихиваться.