После того, как наши таксистские квитанции и канадские «твитанции» дали возможность поглядеть на себя со стороны в кривое зеркало народной дипломатии, мне жутко захотелось приобщить моих сожителей по региону102и, особенно, городу 347, к туристической соцсети TripAdvisor и другим способам встроить нашу республику в мировой современный культурно-потребительский контекст. Как говорится, навстречу саммиту БРИКС-ШОС, мой труд вливается в труд моей республики и всё такое.
Трипадвайзер — просто слово такое, пример. Меня больше волнует тема самоидентификации и ее неизбежного конфликта с идентификацией внешней, которую нам неизбежно предстоит, утирая кровавые сопли и отдавив большие пальцы ног упавшей самооценкой.
Уверен, что многие сетяне будут смеяться над моей отсталостью и сравнивать сии мои потуги с попыткой рекламировать facebook или эту инста… штуковину, которая размывает фотки жёлтеньким и делает из телефонного говноснимка арт-объект, как кажется его автору и маме горе-фотохудожника. Из моих 600 продвинутых фейсбучных "друзей" в этой геотурсоцсети — всего пара процентов. Плевать на него.
Переоценка информированности других людей о том, какая картина мира у тебя в голове и возможностей телепатическоой передачи трафика по схеме «голова->умное лицо-красивая поза-лучистый взгляд->голова», уверен, многих из Вас уже подводила — лишала любви, покоя, самооценки, сна, зарплаты и прочего.
Надо разговаривать и договариваться, а не домысливать и манипулировать, если чо непонятно или не знаешь, переспрашивать, не пытаясь выдать себя и принять собеседника за Жореса Вассермана. А если чо-то растолковываешь на публике — исходи из того, что она ни хрена не знает по теме, потому тебя и слушает/читает. За качество коммуникаций отвечает самый продвинутый, а если его нет — самый заинтересованный. К сожалению, у нас «не понял!» — это наезд такой. Вот поэтому приходится писать здесь банальности, рискуя прослыть Capt. Obvious.
Часто работая собкором разных СМИ по Башкирии имея 19-летний опыт зарубежных поездочек (tr, eg, th, ua, kz, id, sg, ec, pe, kr, ae) и сопровождения иностранных гостей из us, tr, de, cz, etc, а так же бывая в субъектах РФ (77, 50, 69, 16, 34, 38, 45, 74, 63, 85, 66, 56, 54, 18, 33), выработал навык смотреть на себя, свой город, свою республику и деревню как бы со стороны, чтобы уметь рассказать о малой Родине так, как было бы интересно, или, хотя бы понятно человеку, не выросшему на тукмаче и не знающем, сколько углов у бишбармака (на самом деле, «уч-почмака», спасибо, что читаете внимательно, извините за длинный абзац).
За границей объясняешь на «глобише» какому-нибудь окающему новозеландцу или пьянющему исландцу про Башкирию, опираясь на общемировой школьный учебник географии, который все читали. Типа “… between Europe and Asia, no, not Boshphorus, the other side of the Europe. Ural mountains, one and a half thousand kms due East from Moscow, yes, between Moscow and Siberia ”.
На рубеже тысячелетий я высмеивал попытки моей московской корсети отправить меня за комментарием в Акъяр, Челны, или в пресс-службу Минздрава, поскольку Акъяр дааалеко не «деревня под Уфой», а пресс-служба МЗ РБ тогда еще не зародилась из санпросвета. А Челны нам еще не удалось аннексировать, хотя я бы еще прирезал к нам Актаныш и Бавлы. Ну Елабугу ещё, если можно. Заинск. Ашу. Абдуллино. Камбарку, хотя нет, не надо.
А что знают о нас наши соотечественники? Проверьте себя на примере нынешних Алтайского края и Республики Алтай. Ну Ямало-ненецкий АО и Ненецкий АО, что куда входит? А как давно Вы узнали что они вообще существуют? А Усть-Ордынский и Агинский Бурятский АО чем отличаются? Думаете мы намного знаменитей? Намного. Но ненастолько.
Так что не стоит обижаться и махать паспортами, если какая-то тётя из салона связи, уточняет, оформляя симку на +7(910) насчет русского гражданства, вертя в руках башкирский вкладыш.
В наших головах есть стихийные попытки встроить свои привычне коды в мировой, как бы "всем понятный" контекст еще годов с 80-х. Из-за того, что мы жили в глухом оборонном краю, в тени союзных республик, среди почтовых ящиков, меж красивых гор, пороховых заводов, и прочего гептила, про нас никто особо не знал и даже погоду в Уфе в программе «Время» почти не объявляли.
Потому потребности в самоидентификации подправляли завстливыми брендами с элементами виляния хвостиком и преданного заглядывания в глаза. Типа Вторая Швейцария, Башкирская Рица, молочное шампанское, наш Лещенко.
Это мне напоминает привычку безъязыких наших туристов говорить на русском с "иностранным" акцентом, да ещё и по складам, шьёрт побьери! Это есть очень смешно и бес-пон-то-во!
«Тирольским Бурзяном», «виноградным кумысом», «аризонской Алексеевкой», «непальским Янгантау», «альпийской Павловкой», никто в ответ не спешил свои достопримы называть — в провинциальной вторичности ничего обидного пока для нас нет, но это дорога с односторонним движением. Надо чо-то своё.
Работая в Москве, я убегал от одиночества эмигранта в ностальгию и любовь к родной республике, распихивая видовые фотки со старых винчестеров по геосервисам типа Google Earth, и даже сделал и набил контентом ради тренировки и ностальгии во Вконтакте группу м/р-на Новостройка и деревни Старокалмашево. Довольно насыщенные, но тоскливые для меня по школаудитории. Москвичам я пытаюсь растолковать, что М7 это по-Вашему Владимирка или шоссе Энтузиастов.
Хочешь быть понятным — говори на языке и в кодах принимающей информацию стороны. Не обращай его в свою веру и язык, а сам для начала учись быть понятным.
Приходится придумывать и пробрасывать связи между тем новым, что хочешь о себе и своем крае сообщить, и тем, что он уже знает. Но не с предрассудками, которые уже есть о нас (сепаратисткое ханство мёда, нефтяной халифат с хоккеем), а с тем, что знает человек о себе и своем окружении. Про мёд и хоккей мне, правда, скучно и думать, и писать, это отдельные темы. Скажу лишь, что и в Башкирии есть сотни тысяч людей, если не миллионы, которые не отличат башкирский мёд на вкус от алтайского и не уверены, хоккеист Радулов или футболист.
«… нет, Кабаева не нашенская. Наша — Ляйсан Утяшева, с Раевки, километров 120 к Югу, Предуралье. Нет, у нас не сама Алсу, её папа только… А вот Нуреев — наш. И Земфира, «трамваи не ходят кругами» — это про Уфу, и Шевчук, хотя он в драку с Филей лезет, что питерский, да, город такой на горе, индийский чай, башкирский мёд, точно! Да, наша «Муха» делала ролик с доберманом для Глюкозы. А щас есть Люмен и наши ребята еще перемиксанули Михея… мыыы поплывем по волнам. Да, нас постоянно как сырье используют, помните ай, заинька, ай серенькай… ну группа такая нью-эйдж, так они тоже стырили наши бабушек, типа бурановских, только поют получше.
Мы можем кататься в Азию каждый день, только незачем. А раньше ездили за водкой в Татарию, там же два часовых пояса разницы, а сейчас катаются в хоккей играть, с утра пораньше в Актаныш, поскольку там еще не проснулись и лёд свободный. РустАм — это у соседей, наш через «э» пишется. У нас тоже есть своя кесайдия, точно такая же, называется «кыстыбый». Да, бишбармак — это наше, тюркское, лапша квадратиками, только мясо нужно хорошее и не надо так мельчить… Салаватстекло — почитайте в уголке окошка метровагона, что написано.
Бритва Агидель в космосе, надежный уфимский двигатель для Москвича, у которого сыпалось всё, кроме силовой установки, это всё уже в прошлом. Каждый третий танк, каждый пятый самолёт заправляли в войну у нас. Щас больше перерабатываем, то есть перерабатывают на нашей территории… Четырехминутные уфимские пробки, это ужасно, вы меня понимаете, хихихи. Примерно 54 градусов северной, 55 — восточной, легко запомнить, дома в гугле посмОтрите»
Это непросто — иногда даже болезненно, чувствуешь убогость своего языка, среды вокруг, своих коммуникативных навыков и краеведческих познаний. Полезное чувство. Мобилизующее. Я применяю такой тренировочный приём — «как бы я объяснил Альфу то, что виду вокруг». Если сможешь растолковать альфа-центаврянину почему конезавод 119 теперь называется Ольховое — уже готов идти в волонтёры в обеспечение саммита БРИКС—ШОС. Учи центаврянский пока.
То была длинная преамбула не по теме, теперь — амбула по теме.
«Трипадвайзер» — популярная штуковина, судя по всему, заразная, типа социальных сетей, похоже на чекины. Там 75 миллионов оценок и комментов от туристов, которые пишут отзывы в своих ойфонах и андроидах, ставят зведы отелям, кабакам, достопримечательностям. К нему есть еще приложения для макинтошевских и других гаджетов. Ты включаешь у себя gps в коммуникаторе, а он тебе говорит ценники среднего чека соседних кафешек, там где гуляешь. И предлагает музеи и прочую чепуху туристически важную. Километры, телефоны, а главное — разноязыкие и более-менее честные, как мне кажется, отзывы.
Мало ли всяких отзывов.ру и гуглов, скажете вы. Я тоже так думал, пока не увидел сначала в Кито, а потом в Сеуле на рецепции их таблички. Мол, трипадвазор советует, пять звезд антинародного рейтинга. Зелененькая такая. Поскольку то были разные полушария, если считать по меридианам, то я задумался, а что же знают в нём про Уфу.
Честно говоря, мне не особо интересно, как и где путешествуют уфимцы. И нужен ли трипадвайзор тем, кто привык валяться бухим у бассейна как те самые биряне, которым я себя не обнаружил в Паттайе, обнаружив в журнале выдачи полотенец гордую надпись Ramil, Russia!
Меня больше интересует, что написано про наши так сказать отели, достопримы и заведения общепита иностранцами. Сначала весело читать, потом — тоскливо. И не очень похоже на троллинг конкурентов. Просто узнаваемо.
Меня беспокоят даже не отзывы приезжих. Меня беспокоит пустота и хаос. Просто если поглядеть на нашу республику через очки подобных мировых сервисов, требующих марсианского взгляда и умения работать со словарём, кажется, что мы живем в отсталой пустыне, напоминающей машинный двор колхоза «40 лет без урожая».
И если знания языков, эрудиции и мышления нашему уфафильному крауду не хватает пока, то хоть у Кинзикеева (текст был большей частью написан при прежнем призыве правительства РБ) в министерстве или у Ялалова в мэрии целый отдел заводи по продвижению Башкортостана, Уфы в социальных сервисах, понятных не только нам, но и всему прогрессивному щеловеществу.
Журнальная, более компактная версия
этого текста была опубликована в MNHTTN MAGAZINE.
P.S. Ещё я бы хотел приобщить широкие массы башкортостанцев к сервису Панорамио, где можно выложить фотки своей деревни или голубого ручейка (начинается река), привязав их к местности, чтобы их потом видели пользователи сервиса Гугл.Планета Земля, но во-первых на это мало кто отзывается, надо мозг напрягать, во-вторых, Уфа там довольно хорошо покрыта снимками наших фотохудожников и летунов.
А вот на территории остальной республики — чахлые островки. Я так думаю, что Гугловские сервисы — это надолго и данные в них станут для будущих археологов чем-то вроде летописей.