Северная слобода в Уфе начала заселятся с началом строительства линии железной дороги в конце 1880-х – начале 1890-х годов. Интересное описания истории ее возникновения и некоторых подробностей строительства дороги находятся в статье благочинного градо-уфимских церквей священника Виктора Константиновского, посвященной закладке 30 июня 1902 года нового храма во имя Св. Симеона, Верхотурского Чудотворца в Северной слободе. Статья была опубликована в “Уфимских епархиальных ведомостях”.
“Северная слобода г. Уфы, раскинутая на так называемой Софроновской горе, стала заселяться не долее 10-15 лет тому назад – с того времени, как было открыто движение по Самаро-Златоустовской железной дороге. До сего же времени она представляла из себя высокою равнину, изрытую оврагами и изобилующую страшными утесами, заросшими плотным кустарником, куда не без страха входили мирные граждане, имевшие нужду отправляться на пароходные пристани, находившиеся и до сего времени находящиеся за этой горой.
Особенный страх эта гора наводила на проходящих в то время, когда строилась у подошвы этой горы линия Самаро-Златоустовской железной дороги, привлекшая на свои работы чернорабочих из далеких губерний, отличавшихся грубостью и разнузданностью нравов и легкостью взглядов на жизнь человека. Часто совершавшиеся грабежи и даже убийства на этой горе побудили городское управление поставить на это время по пути к пароходным пристаням вооруженный конный караул. Так продолжалось до тех пор, пока строилась линия дороги. С открытием же ее и устройством железнодорожных мастерских, потребовавших в свои стены более 1000 рабочих, эта гора, как близ лежащая к мастерским, начала быстро заселяться, преимущественно железнодорожными служащими, и в продолжении последних 10-15 лет она сплошь покрылась постройками с правильно распланированными улицами и проспектами. В настоящее время здесь находится до 400 благоустроенных домов, из которых некоторые в несколько этажей. Насельники, до 4000 человек, исповедуют православие, но есть и иноверцы – до 50 семейств и раскольники разных толков до 30 семейств”.
Железнодорожные служащие и рабочие получали хорошее жалование. Кроме того, обслуживание дороги, пассажиров и грузов позволило многим семьям, поселившимся здесь обеспечить себя неплохими доходами. Это были возчики (грузовые и пассажирские) торговцы, ремесленники и пр. Северная слобода была рабочей, но благоустроенной и зажиточной. Сохранившиеся до сих пор дома (двух, трехэтажные) удивляют своими немаленькими размерами и добротностью.
Но после того как ими завладели Шариковы и Швондеры началась неизбежная разруха. И хотя некоторые уцелевшие уголки еще хранят дух былой железнодорожно-ремесленной слободы, в основном, это уже трущобы.