Предлагаю способ без всякой машины времени оказаться в прошлом. Это достаточно просто – нужно приехать в Уфу, на улицу Тукаева, 50 и зайти в одноэтажное здание типографии Центрального духовного управления мусульман Республики Башкортостан (ЦДУМ), бывшей Городской типографии № 2. Всё, вы в прошлом. В не очень далёком. В прошлом веке. В наше время компьютеров, струйных и лазерных принтеров, позволяющих достаточно быстро изготовить любую печатную продукцию, в том числе цветную, странно видеть в центре Уфы типографию с печатными машинами и ручным набором текста. Тем не менее, она есть. Здесь всё, как раньше — печатная машина, полки со шрифтами, банки с красками, набранные вручную формы, уже готовая полиграфическая продукция – плакаты, билеты. Сейчас три типографских работницы трудятся на плоскопечатной машине 2ПД-5 1980 года выпуска.
Машине от рождения всего 33 года. Молодая совсем. А вот её предшественница приходилась ей бабушкой – она была сделана ещё до революции — в 1911 году. И работала, практически, до конца века. Сейчас такое оборудование можно увидеть разве что в музее. В Санкт-Петербурге, например, в музее печати.
В типографии ЦДУМ печатаются афиши к приезду Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.
Наборщицы – Екатерина Ремнёва и Назиба Аюпова рассказывают о рабочем процессе.
— Мы вручную, по одной буковке набираем текст в наборной форме. В крупных шрифтах буквы деревянные, в средних – пластмассовые, в мелких – металлические.
Сейчас такие шрифты, наверное, даже не производят. Форма набирается в зеркальном отражении, чтобы при оттиске получался привычный глазу, читаемый текст.
На набор такой афиши уходит часа три.
Кстати, наборная форма неподъёмная. У неё тяжеленная металлическая основа.
И кроме букв пространство заполняется пробельными элементами – марзанами, реглетами, бабашками. Это металлические или пластиковые бруски, используемые при высокой печати, когда печатающие элементы расположены выше пробельных. Затем форма добирается ещё добавочными элементами – заключками. Заключки называются так потому, что играют роль замков – их крутят специальными ключами, и они запирают форму в рамке, чтобы элементы не рассыпались. Форма набирается на особой тележке, которая потом подвозится к печатной машине и перемещается на плоский стол – талер.
Сначала в черном цвете вручную делается пробный оттиск текста, чтобы, прочитав его, можно было найти и исправить ошибки.
Затем, если афиша, к примеру, двухцветная, как в нашем случае, то форма развёрстывается на две. Потому что печатная машина старой модели, однокрасочная, и чтобы получить двухцветную афишу, надо пропустить ее через машину дважды. Одна развёрстанная форма содержит только строчки, которые должны быть, к примеру, зелёными. Всё, что должно быть другого цвета, заменяется пробельным материалом.
Потом, когда зелёная краска на недоделанной афише высыхает, в печатную машину помещается вторая форма, в которой завёрстаны строчки, которые должны пропечататься красным цветом. В этой форме уже то, что было зелёным, набрано пробелами.
После печати формы промывают керосином, поэтому в типографии стойкий специфический запах. Некоторым не очень нравится. У наборщиц – Екатерины и Назибы и у печатницы – Людмилы Ганеевой — руки, как правило, грязные – чёрные, или зелёные, или красные, в зависимости от того, что они делали – использовали краску или набирали форму. Впрочем, сейчас все трое стали универсальными сотрудниками, у них уже нет разделения – наборщик или печатник. За долгие годы они освоили все виды работ. Людмила всю жизнь в полиграфии, а в этой типографии – около 20 лет. Екатерина здесь работает 12 лет, а Назиба – 38 (!) Это её единственное за всю жизнь место работы.
— Я никогда не думала, что у меня тяжелая или вредная работа. Мне она нравилась, — говорит Назиба. – У нас раньше жизнь кипела, артисты у нас заказывали афиши, буклеты. Мы печатали газеты – заводские и вузовские многотиражки. Было очень интересно.
Итак, второй набор отправляется на талер.
Екатерина наносит красную краску на валики, потом нажимает кнопку «Пуск» — машина оживает, валики, цилиндры и барабаны начинают вращаться, и происходит маленькое чудо – прямо на наших глазах из недр 2ПД-5 выходит первый, сигнальный экземпляр готовой афиши. Все получилось хорошо – красная краска пропечатана ярко, чётко, не размазалась. Но она еще совершенно сырая. Если потрогаешь, то испачкаешься.
Ещё года два назад заказов в типографии было много — в числе заказчиков были и театр оперы и балета, и филармония, и русский драматический театр. В день делали по три-четыре разных афиши. Сейчас желающих заказать традиционную полиграфическую продукцию меньше – в неделю выходят одна-две афиши. В основном, анонсируют концерты. Часто делает заказы Академия искусств.
Но Армен Джигарханян – дело особое. Афиши с такими громкими именами в типографии заказываются очень редко. И Екатерина, и Назиба — поклонницы знаменитого актёра.
— Приезжайте, Армен Борисович, скорее, мы вас любим и ждём, — держа первый сигнальный экземпляр афиши, от души произносят наборщицы.