Уфу посетил Нурали Латыпов. Ученый, политический и научный консультант, первый
обладатель «Хрустальной Совы», журналист и писатель познакомился с уфимскими
игроками спортивной игры «Что? Где? Когда?» и предложил создать в Башкирии Школу
нобелевского резерва.
«Игра – это маленькая жизнь, а жизнь – это большая игра», — такова личная философия Нурали
Нурисламовича. Достаточно ознакомиться с его биографией, чтобы понять, интеллектуальные
игры – это не абстракция, отвлеченная от реальности. Это инструмент тренировки мышления,
который позволяет решать совершенно конкретные задачи в самых разных и неожиданных
областях жизни, включая политику и бизнес.
Игры, в которые играют люди
Известный физик Макс фон Лауэ сказал: "Не так важно приобретенное знание, как развитие
способности мышления. Образование — есть то, что остается, когда все выученное забыто". В этом
с ним солидарны Нурали Латыпов и его коллега Анатолий Вассерман. Они считают, что конкретные
знания, полученные при чтении книг должны быть не столько самоцелью, сколько полигоном
для развития мыслительных способностей. Отсюда неформальный «тон» их совместных
книг: «Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление», «Путеводитель по
извилинам. Тренинг интеллекта», «Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории,
отобранные знатоками», «Реакция Вассермана и Латыпова на мифы, легенды и другие шутки
истории», «Инженерная эвристика» и «Самоучитель игры на извилинах».
Подобная же неформальная атмосфера царила в Академии наук РБ на тренировочной игре-
семинаре "Развитие творческого мышления". Такой подарок сделал Нурали Латыпов для
игроков Ассоциации игровых технологий Республики Башкортостан «Интеллум». Главной частью
программы встречи был мастер-класс по поиску правильных решений и развитию творческого
мышления. Это некий сплав жизненного и профессионального опыта, который, с одной стороны,
помогает «правильно» использовать багаж знаний и дает логические алгоритмы поиска
правильных решений, с другой — предлагает выйти за рамки шаблонного конкретного мышления и
развивать творческое.
В качестве примера, Нурали Нурисламович привел алгоритм поиска ответов на излюбленный
вопрос Владимира Ворошилова «Почему коровы в 50-ых годах предпочитали пастись
на железнодорожных рельсах?». Некоторые ответы позабавили даже видавшего виды
гроссмейстера. Например, «Гудок поезда напоминает коровам рев быка!». А что на самом
деле? Ответ банален. Просто раньше деревянные железнодорожные шпалы обрабатывали
специальным раствором – креозотом, резкий запах которого отпугивал насекомых. Этим
побочным эффектом и объясняется популярность железнодорожных путей среди коров. А что бы
вы ответили, к примеру, на вопрос «Зачем в макаронах делают отверстия?».
В формате спортивной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» 10 команд отвечали на
авторские вопросы от Нурали Латыпова и Анатолия Вассермана. (Для справки: Особенность
спортивных игр «Что? Где? Когда?» в том, что команды отвечают на одни и те же вопросы. Для
правильного ответа требуется не столько эрудиция и прямое знание фактов, сколько один или
несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т.п.). Игроки, в надежде взять
реванш, просили все новых и новых вопросов. Но лидер остался неизменным и после 11, и после
13 вопроса – старая дворовая (так они себя называют) команда с креативным названием «Плоская кошка".
Судя по отзывам, легендарный гроссмейстер остался доволен уровнем наших игроков, и даже
пообещал организовать приезд своего именитого соратника Анатолия Вассермана.
Люди, которые играют в игры
Японская управленческая мудрость гласит: «Прежде, чем делать продукцию, мы делаем людей».
Немного «в сторону» и вширь. Вот лишь некоторые цифры по рыночной стоимости
интеллектуального продукта в Японии. Японцы в свое время первыми провели масштабную
капитализацию нематериальных активов. Эксперты называют это причиной японского
экономического чуда. В 60-ые годы реальный объем товарной массы, производимой в Японии,
составлял 3% общемирового ВВП, а суммарный капитал – более 40% совокупного мирового
капитала. Тогда скачок произошел за счет того, что японцы скупали продукты интеллектуального
труда (НИРы, НИОКРы, патенты и т.д.) со всего мира. Сегодня их лидерство в высоких технологиях
– это результат масштабного инвестирования в науку и образование, работающая инновационная
инфраструктура. В России нет ни того, ни другого. Интеллектуальные продукты по-прежнему не
защищены, а их стоимость трудно поддается оценке из-за невостребованности на рынке.
У Нурали Латыпова есть свой особый стратегический взгляд на развитие России. В прошлом году
вышел в свет еще один совместный труд творческого тандема Латыпов — Вассерман «Острая
стратегическая недостаточность. Страна на ПереПутье». Эксперты называют ее настоящей
информационной бомбой – по историческим фактам, по прогнозам того, что ждет Россию, по
техничным решениям, которые позволят нашей стране сделать рывок в будущее.
Именно с этой книгой связана другая, стратегическая цель визита Нурали Нурисламовича в Уфу.
На данный момент ведутся переговоры о совместных с Академией наук Республики Башкортостан
проектах «Инновационный университет» и «Школа Нобелевского резерва». Их цель – поиск
талантливых детей и молодежи, воспитание научной элиты. По сути, проекты предлагают
конкретные стартовые инструменты, которые должны послужить достижению стратегической
государственной цели – переходу к инновационной экономике.
Нурали Латыпов считает, что высоким технологиям в России нужны серьезные инвестиции в
образование и науку. Это задачи, которые необходимо было решать «уже вчера», потому что
завтра станет слишком поздно. И это, прежде всего, вопрос политической воли.
— Наша задача — в кратчайшие сроки воссоздать систему спецшкол, основанную на опыте,
накопленном в советское время. И позиционировать их надо именно как школы нобелевского
резерва, — утверждает Нурали Нурисламович. — Это значит — не только повышать их
собственный престиж, но параллельно формировать и систему полноценных научных
учреждений, способных не просто принять пополнение, но и эффективно его использовать, не
допуская вырождения, знакомого по советским временам.
Ученый считает, что платёжеспособного спроса на научные результаты недостаточно. Нужны
организационные меры, которые лежат уже за пределами компетенции учебных заведений.
— Задача завоевания нобелевских медалей — вовсе не утопия. Это чёткая организационная
цель, способная принести нашему научному образованию такой же прогресс, какой принесла
спортивному образованию задача завоевания медалей олимпийских, — считает Нурали
Латыпов. — Школа — исходный пункт всего маршрута к возрождению российской научной
традиции: начать надо со школы, и уже потом идти дальше.
Предполагается, что в Школе нобелевского резерва будут преподавать ведущие педагоги и
светила науки из России и из-за рубежа. Талантливые дети будут отбираться по прозрачным
объективным критериям, а обучение будет бесплатно. По замыслу авторов проекта, Школа не
будет неким автономным закрытым учреждением для избранных. Все знания будут доступны в
режиме он-лайн абсолютно для всех желающих. В конечном итоге планируется всерьёз повлиять
на будущее развитие и воспроизводство научно-технической элиты страны.
В случае поддержки со стороны руководства республики, планируется пилотный запуск
проектов «Инновационный университет» и «Школа Нобелевского резерва» на территории нашего
региона, а затем их тиражирование в других регионах России.