Уроки «Русского Репортера»: в Башкирии отсутствала грамотная национальная политика
Море «Уфасферы», взбаламученное национальным вопросом «Русского репортера», начинает подуспакаиваться. Вот уже и другие нотки зазвучали: дескать, возмущение относилось не к тому, что вообще говорили о национальном вопросе, а к тому, как это делали. А вот уже и совсем умиротворенное: Нацвопрос лишь немного удивил, уж никак не "возмутил" . Ну да, как же, как же… Не буду утомлять именами и ссылками на блогеров и блогерш, которых этот болезненный вопрос таки возмутил. Ссылок у меня предостаточно, но не стоит на этом заостряться.
Теперь уже выдвигаются другие претензии: "уфасфера", мол, оценила на "троечку" проект из-за "поверхностного освещения" и формата коротких статеек вместо интересных репортажей. Чувствуете, как тональность меняется? Однако с чего бы юным русреперам ради Уфы менять формат, отработанный в Казани и Екатринбурге? С чего было ожидать именно к Уфе какого-то особого трепетного отношения? Достаточно было глянуть на работы русреперов в Новосибирске, чтобы понять, что будет понаписано об Уфе. Налицо явно завышенные ожидания от проекта. Не будем припоминать, кто именно и насколько восторженно проникся радужными надеждами. Задумаемся лучше, почему, на какой эти надежды так буйно расцвели.
Утраченные иллюзии
Во-первых, но не главных, это шумиха, устроенная перед Полигоном. Пиарили предстоящее действо, делились грандиозными планами, в очередь «поучить и поучиться» вставали очень многие. Но не все. Например, Эд Мурзин, готовый попиариться где ни попадя, в эту очередь не встал. Спросила, почему. Ответил: «Форумы СМИ вообще-то надо проводить. помогает обмену опытом, а то смелости не хватает и профессионализма, особенно в эконмической плоскости. Наши местные журналисты еще не могут или боятся проводить журналистские расследования, почти не мониторят гос заказы и торги». От марафонящей журномолодёжи такого было бы требовать просто смешно. Почему главный организатор не захотел разъяснить, что же на самом деле будет происходить в Уфе – спросите у него.
.
Во-вторых, мы все еще преодолеваем последствия рахимовщины. В годы рахимовщины свободы слова для местных бюджетных СМИ в Башкирии не было. Да и не только бюджетных. Я не говорю, что никто ничего не пытался сделать – как могли, так и писали о наболевшем. «Разве мы говорим? Мы так, робко тявкаем,» — заметила как-то главред «Уфимского меридиана» Светлана Гильманова. И вот после рахимовщины, после выходок Илишева и Иделдьбаева с их «инакомыслящих никуда не пущать! », . акция «РР» показалась очередным «глотком свободы». Господи, как же искалечено рахимовщиной сознание наших журналистов и блогеров, если мы возлагаем особые надежды на 200 юнцов и юниц, видим в банальном флеш-мобе и "прорыв", и "уникальность" .
И все же, все же, все же — при всем своем несовершенстве акция показала, что национальный вопрос у нас в Башкирии есть. И вопрос довольно-таки болезненный.
Где писать о нацвопросе
Но, как считают многие, говорить о национальном вопросе нужно только в специально отведненных местах: исследованиях, уголовных делах и подворотнях, но не а приличных СМИ. Репортерский же кураж и общественный интерес к национальному вопросу может привести к «необратимым последствиям». Короче, во всем блогеры виноваты. А тот, кто осмеливаться писать на национальные темы – тот уже не приличен.
И тут вспоминаются Кондопога и Сагра. В Кондопоге и Сагре, помнится, про национальный вопрос не писали. По крайне мере, в приличных СМИ. В соцсетях, подозреваю, писалось всякое. И чо? Предотвратило молчание приличных СМИ конфликты? Быть может, если бы об этос говорилось в открытую, особенно в Кондопоге, конфликт прошел бы в более сглаженной форме?
«Я не буду писать, если увижу боеприпасы на свалке, побегу в органы первым делом, пока кто-то не подорвался и не украл. И подожду терпеливо, пока все оцепят и эвакуируют, дезактивируют. Уступлю тему более оперативным коллегам». – написал shamil , объясняя, почему неопытной молодежи нельзя писать про нацвопрос. Но когда и где ей учится этому? Кто выдаст ей свидетельство: «писать на нацтему пригоден»?
С shamil можно бы и согласиться. Нужно согласиться, но при одном условии. Если с артиллерийскими снарядами ясно, в какие органы бежать (к ближайшему полицейскому, если он не полнейший тупица, или к военкому), то куда идти при обнаружении боеприпасов «национального вопроса». К кому с этим обращаться? У shamilя ответа на это вопрос, похоже, нет. Кто будет эвакуировать и дезактивировать? Кто, спрашивается? Есть основания полагать, что shamil все же не имел в виду кабинет следователя Вахитова.
И вот тут мы подходим к главному. В Башкири, как и во всей России, негде и не с кем обсуждать национальные вопросы. Про всю Россию пока не будем, обратимся к местным реалиям.
Отсутствие внятной национальной политики
В Башкирии нет ни единого, как выразился shamil, органа, который бы мог что-то конкретно решать в сфере национальной политики. Изучение языков – это национальная политика? Куда с этим обращаться? Писать на блог министра Гаязова – бесполезно. В Госсобоарание? На блог Толкачева? В Башпрокуратуру – куда только родители не писали – бесполезно. Вопрос организации Дней русской молодежи Башкирии – по аналогии с днями башкирской молодежи – писали, обращались – нет ответа. Куда обращаться по вопросам содержания учебников «Культура Башкортостана» и «Живые родники»?
В Башкирии не велась и до сих пор не ведется целенаправленная национальная, последовательная, грамотная национальная политика. То, что было при Рахимове, национальной политикой назвать нельзя, это была целенаправленная и последовательная политика этнократии.
Было при Рахимове такое заведение, как министервство культуры и национальной политики. Культура сводилась к в основном кураям-малахаям-юртам, но иногда и балалайки-сарафаны для видимости допускались, национальная политика заключалась в обслуживании общественной организации Всемирный курултай башкир (ВКБ).
Вся нацинальная политика и действия министерства являлись, по большому счету , реализацией на практике тезиса о том, что "титульная нация имеет особые права в республике на реализацию национально-культурных запросов, так как. эта территория единственная, где она имеет свою государственность…"
Отсюда — содержание ВКБ по отдельной статье республиканского бюджета, отсюда выделение квот для абитуриентов-башкир из других регионов России, отсюда и контингент учащихся Башкирской республиканской гимназии-интерната им. Рами Гарипов на 99% состоит из детей титульной национальности, отсюда в креслах самых высоких начальников оказались в основном выходцы из южных и восточных районов Башкирии
Отсюда сокращение уроков русского языка и насаждение башкирского с 1 по 11 класс для русскоязычных детей. Отсюда «взрывоопасное» содержание региональных учебников. Об учебниках – реальный случай. Родители русских школьников наконец-то заинтересовались содержанием этих порой сомнительных книжиц. Мой приятель-инженер тактично попросил у сына-шеститиклассника посмотреть учебник по «Культуре башкир» . «Поржать?» — догадался парнишка.
Зианчуринский курултай как показатель отсутствия нацполитики
Одним из относительно свежих примеров провала национальной политики «рахимовщины» можно считать письмо из Зианчуринского района, принятое единогласно в конце марта этого года районным отделением ВКБ.
Донос. Начинается письмо с политического доноса на АиФ-Башкортостан. Дескать, в редакции сообща нацелились на обострение национального вопроса. Во всем виноваты высказывания о «башкиризации основанного русскими города Уфа», (а кто Уфу основал, потругальцы, что ли?) о «притеснениях», чинимых в Башкортостане татарским артистам" (забыли, как СБМщики травили певца Винера Мустафина?), о том, что "в Уфе нечего показывать гостям, кроме лисьей шапки и курая", "навешевание ярлыка «фашисткого прихвостня» З.Валиди" (Мустай Карим о Валидове и не то говорил), "требования переименовать улицы города, названные именами выдающихся личностей башкирского народа". Сплошная ложь. Никто никогда в не требовал переименовывать «улицы, названные именами выдающихся личностей башкирского народа». Звучало лишь просьба вернуть улицам Уфы их исторические имена и прекратить переименовывать улицы, названные теми, кто их строил.
Улицы. Очередная ложь: "Из 1350 улиц башкирской столицы лишь 18 носят башкирские названия". Во первых, что это за с «башкирская столица»? Быть может, столица Башкирии? Во-вторых, не 18 «башкирских названий», гораздо больше На А — Аульная, Аургазинская, переулок Аургазинский, Афзала Тагирова, Ахметова, Азналинская, Айская ,Акъярская, Альшеевская, Альшеевский, Ак – Идель, Акназарова…На Б: Бикбая, Белокатайская, Бакалинская, Биишевой, Башкирская, Башкирский переулок, Башкирской кавдивизии…В третьих: от таких названий, как Зенцова, Халтурина, Кадомцевых, 50 лет чего-то там и тд многие русские тоже не в восторге.Улицы Евграфа Гладышева, Федору Шаляпина, Сергея Довлатова и тд в Уфе отсутствуют.
Памятники. "Почему предлагается воздвигать памятники надуманным персонажам и крылатым фразам, а не настоящим брендам Башкортостана – кураю, башкирской лошади, башкирскому меду, бурзянской пчеле, кумысу, башкирам-участникам Отечественной войны 1812 года, бойцам легендарной башкирской кавалерийской дивизии, выдающимся личностям (не только из башкир) и т.д. Такая Уфа была бы куда привлекательнее для гостей и туристов, нежели купеческие и доходные дома, которых сотни тысяч по всей остальной России". Однако сколько ненависти к памятникам истории и культуры Уфы, однако… Как они не любят Уфу, дать им волю – превратят губернский город в большой аул. Русским памятники надуманным персонажам тоже не нужны. русским нужны памятники генерал-лейтенанту Евргафу Гладышеву, художнику Михаилу Нестерову, археологу Петру Ищерикову. Следующее высказывание явно отдает русофобией и нагнетанием-разжиганием: "Ну нет, кое-кому очень хочется, чтобы в Уфе пахло только русским духом, хочется показать, кто в доме хозяин!"
О русском языке. «Не уверены, что в «чисто русских» регионах дети намного лучше осваивают премудрости русского языка и литературы, чем в Республике Башкортостан» — рассуждают курултайщики Зианчуринского района. В чисто русских и большинстве национальных регионах русские дети учат русский язык на 40% больше, чем в Башкирии.
" Только национальным эгоизмом можно объяснить то, что поборников русского языка совершенно не интересует положение национальных языков и культуры малых народов".. То, что учащихся национальных школ при сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе приравняли к учащимся русских школ, не учитывая того, что они занимаются по разноуровневым учебным программам. Курултайщики просто не в теме. Русские дети в Башкирии учат русский язык столько же, сколько и нерусские – по учебным планам для нерусских школ.
Требования. От Хамитова эти люди требуют: Добиться отмены Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в части единых требований к знаниям по русскому языку и литературе учащихся русских и национальных школ, восстановить обязательный ЕГЭ по башкирскому языку и литературе для учащихся башкирских школ с условием обязательного учета его результатов при поступлении в вузы и ссузы республики.
Это уже серьезно. Каким образом будут учитываться знания башкирского языка при поступлении, например, в авиационный вуз? Какая разница пассажирам, летящим в самолете, сдавал или нет ЕГЭ по башкирскому языку самолетостроитель и учитывался ли результат по этому экзамену при приеме в вуз? Как Хамитов будет отменять федеральные стандарты?
От исполкома ВКБ зианчуринские курултайщики требовали: Выйти из «подполья» и развернуть активную работу с общественностью по развинчиванию клеветнических выпадов в адрес башкирского народа и его лидеров.
Следствие извращенной национальной политики рахимовщины отразились в этом письме наиболее наглядно. Примечательно, что сие послание с требованием к Хамитову отменить федеральные стандарты принято ЕДИНОГЛАСНО.
Перед визитом к бородачам
Вернемся к окончанию дискуссии. Уважаемый журналист приоткрывает завесу тайны и продолжает переживать:
— Если быть точным, задание русреповцев звучало так: «Башкирия — многонациональная республика. В чем различие между представителями разных национальностей? Если ответ, что различий нет, спросите: «Совсем нет?». К какой национальности вы сами себя относите? В чем особенность вашей нации?»
Вопросы эти — из социологического опросника по межнациональным отношениям. Я такого характера исследование видел только один раз в жизни. Делается анонимно, доверительно, с глазу на глаз, конфиденциально, и результаты потом используются в обобщенном виде в научных целях специалистами-конфликтологами, этнологами. Чтобы выявить, не полыхнет ли где. В этой сфере работает всемирная система раннего предупреждения (early warning) этноконфликтов: .. Но такого, чтобы результаты научного исследования по этноконфликтам в сыром виде вываливали на всеобщее обозрение, на потеху этноозабоченных троллей и просто несчастных людей с незажившими ранами — это вообще неслыханное дело.
Не думаю, что русреперы занимались научным исследованием и следовали научной методике. Что увидели, что услышали, то и выложили. А журналисты-блогеры всполошились, растиражировали глупый анекдот, закрыли глаза на насущные для уфимцев вопросы и дали наводку для людей с неустойчивой психикой: "обижаться на это!". Остальным велено замолкнуть.
Заканчивается приказ призыв заткнуться так:
— И только одно меня тревожит: кто и как поговорит по душам с тем молодым деревенским парнем, который прочитал на солидном сайте обидную шутку про его народ, прежде чем он пойдет сегодня вечером на сходку бородачей?
С таким парнем, если по умному, должен поговорить психиатр. Если человек способен пойти на сходку бородачей только из-за одного анекдота – значит, ему нужно лечиться.
Еще с этим парнем должен разговаривать нормальный учитель, не такой, как курултайщики из Зианчуринского района. И учебники он должен читать нормальные, без карателей-оккупантов-колонизаторов. И тогда он точно не пойдет к бородачам, хоть один анекдот прочитает, хоть два. Как не пошли к скинхедам большинство русских мальчишек, которым на уроках культуры башкир преподносили откровенную и скрытую русофобию .
Журналистам и блогерам предложено не писать на национальную тему. Я бы даже согласилась бы, наверное. Но сначала хотелось бы услышать ответ на простой вопрос: кто конкретно занимается у нас в регионе национальными проблемами. Именно занимается, а не создает видимость? Каким коллегам тему переуступить? Следователей не предлагать.