Из-за засухи в Башкирии жители села Сарайлы Благоварского района решили провести старинный обряд вызывания дождя. Об этом сообщает сегодня, 19 июля, ИА «Башинформ».
Башкирский ритуал «ямғыр теләү» начался с чтения сур из Корана имам-хатыбом местной мечети, который обращался к Аллаху с просьбой о долгожданном дожде. По обычаю женщины прошли по мосту, поливая воду через сито. Завершился обряд коллективным обливанием водой: падающие на землю капли воды символизируют необходимость воды небесной.
Справка ТриШурупа.рф
Ритуал вызывания дождя занимает важное место в комплексе башкирских обрядов весенне-летнего цикла. Известный под разными названиями – «ямғыр теләге» («моление о дожде»), «ямғыр теләү» («вызывание дождя»), «ямғыр бутҡаһы» («дождевая каша»), «теләк» («пожелание»), он не имел точной даты проведения.
Традиционно «ямғыр теләү» проводился после окончания полевых работ во время праздника «Ҡарға бутҡаһы» («Воронья каша»). На этом празднике готовили ритуальную кашу, а после общей трапезы совершали моления для вызова дождя. Затем молодёжь обливалась водой около реки, произнося при этом заклинание дождя. Остатки каши оставляли на деревьях на съедение воронам. Этим обрядом башкиры благодарили природу и просили её об успехе в хозяйственных делах и хорошем урожае.
Также обряд вызывания дождя проводился при засухе или в период долгого отсутствия дождя. В этом случае выделялся определённый день, когда жители деревни во главе с муллой или с самым пожилым человеком собирались в назначенном месте.
Вместе с муллой старшая часть населения читала молитву из Корана, приносила в жертву барана («ҡорбан салыу»). Затем всем селом устраивали коллективную трапезу, после которой молодежь шла к реке купаться и обливаться водой. В завершении праздника в воде топили дырявый прокопчённый котел («ҡаҙан») или медный кувшин («еҙ ҡомған»). Если после этого шли продолжительные проливные дожди, то котёл надо было найти и забрать домой, чтобы установилась хорошая погода.
Кстати, согласно данным сайта http://rp5.ru, обряд жителей Благоварского района дал плоды))
При написании статьи были использованы материалы монографии М.М. Маннапова, Г.Д. Маннаповой «Обряд вызывания дождя «Ямғыр теләү» по полевым материалам 2010 г.»