Для начала — небольшая справочная информация.
В новейшей России были следующие этапы отбора вузов для повышения их статуса:
2006 г. — Конкурс инновационных образовательных программ вузов (1й этап)
2007 г. — Конкурс инновационных образовательных программ вузов (2й этап)
2008 г. — МИСиС и МИФИ получают статус Национального исследовательского университета (НИУ) Указом Президента
2009 г. — конкурс НИУ среди вузов (1й этап)
2010 г. — 2й этап конкурса НИУ
2013 г. — 1й этап конкурса по Проекту 5-100
2015 г. — 2й этап проекта 5-100
2015-2016 г. — 1й этап конкурса опорных вузов
2017 г. — 2й этап конкурса опорных вузов
Во всех этих конкурсах участвовали основные уфимские вузы, не получая, к сожалению, поддержку республиканских властей. Необходимо отметить, что до начала этих конкурсов (до 2006 года) уровень технических вузов Уфы, Самары, Казани, Перми, Челябинска мало отличался друг от друга. Несколько повыше стоял УПИ (Екатеринбург). Практически весь рост вузов за прошедшие 15 лет — результат работы регионов и вузов по федеральным программам.
Кроме конкурсов, был и внеконкурсный отбор, который, по сути, являлся конкурсом губернаторов. Так, исключительно по пробивным способностям руководителей регионов были созданы федеральные университеты:
2006 год — создание Сибирского федерального университета (Красноярск) и Южного федерального университета (Ростов-на-Дону).
В период 2009-2011 гг. были созданы Балтийский федеральный университет (Калининград) и Северный (Арктический) федеральный университет (Архангельск) в Северо-Западном федеральном округе, Казанский (Приволжский) федеральный университет в Приволжском федеральном округе, Уральский федеральный университет в Уральском федеральном округе (Екатеринбург), Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) и Северо-Восточный федеральный университет (Якутск) в Дальневосточном федеральном округе, Северо-Кавказский федеральный университет в Северо-Кавказском федеральном округе (Ставрополь).
В 2014 году был создан Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского (Симферополь). Кстати, все эти федеральные университеты (кроме Калининградского), были созданы на базе нескольких вузов (объединением и/или присоединением).
Таким образом, до 2014 года была сформирована система, включающая по одному университету в каждом федеральном округе, за исключением Северо-Западного и Дальневосточного округов — там было создано по 2 федеральных университета. Решение 2014 года о Крымском федеральном университете основывалось на вполне понятной логике.
О создании федерального университета в Уфе даже и речи не было. Не было никаких конкурсных процедур, никто никуда не опоздал. В ПФО за федеральный университет боролись губернаторы Шанцев и Шаймиев. Силы Шаймиева были больше, тем более, что Казанский университет и сам обладал мощью и репутацией. Надо иметь весьма незаурядную фантазию, чтобы всерьез считать, что БГУ мог получить статус федерального вместо КГУ. Программа создания федеральных университетов была исключительно кулуарной, на договоренностях губернаторов с АП и министром образования. Программы НИУ и 5-100 в значительной степени основывались на том же подходе — «пробивной губернатор»+»сильный университет». Поэтому нельзя исключать, что и по “Приоритет-2030” выбран такой же подход и что у Радия Хабирова есть определенные договоренности по участию уфимских вузов. Сложно сказать, почему выбрано объединение вузов — то ли башкирские власти сгоряча пообещали выставить 1 объединенный вуз (например, не смогли выбрать между БГУ и УГАТУ), то ли федералы поставили такое условие (что маловероятно). Похоже на то, что федеральные власти хотят получить “свободное волеизъявление” коллективов вузов об объединении в виде решения ученых советов, чем и объясняется фраза Сидякина о том, что “все решат ученые советы”. Вряд ли федералы в настоящее время хотят провоцировать напряженность, но у властей Башкирии действительно получилось подыграть Навальному. Даже искусственно созданная отсрочка выхода студентов на очное обучение до 1 марта может не спасти от протестов (напомню, что на федеральном уровне было принято решение о возврате к очному с 8 февраля) и это может быть гораздо громче, чем Куштау, тем более, что центром будет Уфа. Не надо забывать, что до выборов в Госдуму остается чуть более полугода и попытка «сломать через колено» может закончиться очень плохо — очевидно, что до сентября ничего не рассосется.
Выходов у республиканской власти не очень много — либо продолжать давить (как вариант — просто проигнорировать мнения коллективов и убедить Москву, что и так всё хорошо), либо отказаться от идеи, «потерять лицо» и, вероятно, потерять возможность получения дополнительного финансирования вузам.
Третий вариант — погасить конфликт и убедить коллективы, властями, похоже, вообще не рассматривается. Нынешнее поведение команды Хабирова вполне понятно и объяснимо — они привыкли общаться только с теми, кто всегда готов соглашаться с начальством, особенно если оно, начальство, из московских кабинетов. Эта профессиональная деформация в очередной раз сыграла плохую службу. Вбросы в соцсетях и местных телеграм-каналах о том, что Президент В. Путин поддержал создание в 3х российских регионах объединенных университетов, циничное использование уважаемых, но некомпетентных в данной области людей, утверждения о том, что объединение университетов — мировой тренд и т.д. и т.п. показывают, что профессионализм команды Хабирова явно недостаточен для работы в таком регионе, как Башкортостан.
Между тем, 3й вариант вполне реализуем. Он, конечно, потребует лично от Хабирова недюжинной силы воли, так как ему придется менять часть своей команды и привлекать новых людей. Только отказ от нацистской риторики о ширине лбов оппонентов, готовность к диалогу, привлечение к процессу профессионалов могут “вытащить” ситуацию за те считанные дни (недели), которые остаются до подачи документов. Пока не будет разработан детальный план объединения, не будет разработана структура нового университета, его финансовая модель, не будут выявлены плюсы и минусы, не будут предложены варианты для будущих и настоящих студентов, разговаривать с коллективами будет невозможно. И это только кажется, что проработка объединения займет месяцы. Впрочем, для нынешней команды, — вполне возможно, что и больше. Повторюсь, если у Радия Хабирова действительно есть неофициальные договоренности с федеральными властями об успешном участии уфимского вуза в “Приоритет-2030” (особенно, во второй его части), то это может стать прорывом для образования в Башкортостане. Но сейчас даже начальный этап показывает полную неспособность руководства Башкортостана к реализации этой программы. Вывод — или новые люди и новые подходы, или падение продолжится.