Уфимскому аэропорту в свое время повезло. На самом закате Советского Союза он попал в число резервных мест приземления космоплана транспортной космической системы «Буран». Всего таких мест приземления было тринадцать, а уфимский аэропорт стал единственным из гражданских авиаузлов в этом списке. В результате здесь появилась вторая взлетно-посадочная полоса, в полтора раза длиннее первой.
Вот на этом снимке сразу за красной табличкой с надписью 32-14CAT I видна старая ВПП-1. Вдали, за другой красной табличкой, надпись на которой не видна, потому что до нее больше километра, и находится ВПП-2, расположенная параллельно первой полосе:
На днях вторая ВПП была открыта после реконструкции, по случаю чего в аэропорт были приглашены журналисты печатных изданий и телеканалов, а также несколько посторонних людей вроде меня (спасибо Лене tinesik за приглашение, надеюсь, такая практика будет продолжена; отдельная благодарность — сотрудникам аэропорта, потратившим на нас несколько часов своего времени).
Вторая полоса, надо заметить, тогда толком не пригодилась — практически сразу после ее ввода в эксплуатацию пассажиропоток начал сокращаться, и только сейчас он снова подходит к пиковым значениям советских времен. Зато теперь, учитывая стабильный рост объема перевозок, она придется как нельзя кстати.
На фото до ближайших деревьев, неподалеку от которых начинается ВПП-2 — почти два километра, а в кадр вошла только половина полосы:
Если бы она располагалась на проспекте Октября, то начиналась бы, к примеру, возле универмага «Уфа», а заканчивалась бы приблизительно около «Юрюзани». При этом она еще ровно в два раза шире проспекта. В другую сторону тоже не видно толком, где она заканчивается. Кажется, вообще где-то за кадром:
Габариты и конструктивные характеристики полосы позволяют принимать тяжелые широкофюзеляжные воздушные суда, типа Boeing 747, например. Вдобавок, наличие второй ВПП дает возможность в спокойном режиме ремонтировать первую, тогда как в аэропортах с одной полосой ее ремонт требует нестандартных логистических решений. В Емельяново, например, работы вели в промежутках между рейсами (расписание пришлось серьезно перекраивать), а в Ростове-на-Дону аэропорт и вовсе закроется на время ремонта. А у нас полосы можно ремонтировать по очереди, что, собственно и имеет место быть.
Однако, если с полосами у нас все в порядке, то рулежные дорожки являются узким местом. Две ВПП соединяет только одна рулежка, на которой два самолета разъехаться не могут. Поэтому если один борт готовится к вылету, а другой в это время заходит на посадку, то одному из них (понятно, какому, надеюсь) придется подождать. Вот этот аэрофлотовский «Суперджет» как раз и ждет…
…пока сядет и свернет на рулежку вон тот Boeing 757 авиакомпании «Икар»:
Есть касание…
…торможение…
…после чего самолет медленно сворачивает с ВПП на рулежную дорожку…
… и так же медленно уходит в специальный карман, чтобы дать дорогу «Суперджету»:
Только после этого аэрофлотовский борт начинает движение…
…и поворачивает на ВПП:
Однако из-за того, что рулежка выходит аккурат к середине полосы, борт должен сначала уехать к ее началу…
…там развернуться и только после этого начать взлет:
По моим прикидкам, на разъезд с «Икаром» (не самое лучшее название для авиакомпании, замечу в скобках) ушло минимум минут пятнадцать, а это немало, если учесть что весь полет до Москвы занимает, скажем час пятьдесят.
Но недолго осталось так жить и работать — новые рулежки строятся. Одну из них даже разглядели вражеские спутники (в нижней части скриншота):
А еще свершилось то, о чем говорили только на моей памяти еще лет пятнадцать назад. Вместо вот этого убого забора…
…наконец появится новый, вот такой:
Это уже даже не забор, а, не побоюсь этого слова, периметровое ограждение. Оно будет оснащено системой видеонаблюдения, датчиками движения, тепловизорами и сигнализацией. По многочисленным просьбам споттеров, на него, возможно, еще и напряжение подадут.
Ну и, конечно, главная стройка на сегодня — это новый пассажирский терминал:
Справа — действующий терминал внутренних рейсов, слева — строящийся международный:
Хотя это и называется реконструкцией, по сути дела, новый терминал строят с нуля, поверх старого. Здесь видно, что от этой богато отделанной мрамором, но страшно неудобной, избушки остались рожки да ножки:
Новый терминал будет в четыре раза больше старого по площади, соответственно, возрастет и пропускная способность:
Надеюсь, это поможет сократить очереди на паспортном контроле. Проверим в следующем году.