Я не могу согласиться! Ответы М.М.Кульшарипова на вопросы русской матери

 

Уважаемая Лина Серегина!
Я с большим вниманием прочитал Ваш материал в связи с появлением в на сайте nabatrb моей статьи «Некоторые мысли по поводу статьи Путина «Россия и национальный вопрос».
Конечно, я не могу согласиться с Вашей интерпретацией моих взглядов по национальному вопросу, в том числе по изучению родного языка. Но, тем не менее, хотелось бы выразить Вам свою признательность за Ваш отклик на мою статью, хотя я в ней не затрагивал вопроса об изучении башкирского языка как государственного.
Мне показалось, что Вы явно скромничаете (вернее, прибедняетесь), представляя себя «простой мамой школьников, домохозяйкой». Это – к слову. В то же время Вы возвели меня, говоря Вашими словами, в ранг «нацэлиты». Я никогда не был чиновником и не занимался решением государственных проблем.

В Вашем отклике, главным образом, речь идет об изучении башкирского языка как государственного в общеобразовательных школах. Вы почему-то, уделив столь пристальное внимание к этому вопросу, игнорируете то, что в Республике Башкортостан башкирский язык наряду с русским языком является государственным, как и языки коренных этносов в других национальных республиках РФ. Дело в том, что в пункте 3 статьи 7 Закона РБ «Об образовании» записано: «Башкирский язык как государственный язык РБ изучается в учреждениях общего начального и среднего профессионального образования в рамках республиканского компонента содержания образования в объемах, предусмотренных государственными базисными учебными планами» (Абзац введен Законом РБ от 28 сентября 2005 г. № 212-3).

Все это вполне согласуется с шестым пунктом статьи 6 Закона РФ «Об образовании», принятом 31 декабря 2005 г. № 199-3, где указано: «Вопросы изучения языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик». Кстати, изучение национальных языков как государственных включено в учебные планы не только в РБ, но и в Республике Татарстан, Мари-Эль, Чувашии, Якутии и в других национальных регионах РФ.

В РБ по учебным планам в образовательных учреждениях на изучение башкирского языка как государственного выделено всего два часа (80 мин) в неделю, в то время как этот объем в Республике Татарстан составляет 5 часов (в начальных классах от 6-7 часов), в Удмуртии — три часа и т.д. Притом в некоторых общеобразовательных школах РБ преподавание башкирского языка было введено задолго до принятия Закона о языках. В частности, по инициативе коллектива известной Аксаковской гимназии №11 г. Уфы изучение башкирского языка началось там еще 90-х гг. XX в. (Если Вы не доверяете мне, свяжитесь по телефону с коллективом этой гимназии).

Хочу также подчеркнуть, что на мое обращение в Министерство образования РБ, а также управление образования администрации г.Уфы по вопросу об отношении родителей к изучению их детьми башкирского языка, в том числе об имеющейся информации о собирающихся переезжать в «Россию», говоря Вашими словами, из-за Закона о языках РБ, было сказано, что все это сильно преувеличено, и совершенно несерьезно. Действительно, чтоб из-за выделения каких-то 80 минут на одну учебную неделю на изучение языка башкир люди покидали, по Вашему заявлению, «свою родину с горечью», меня никак не убеждает. В данном случае, если подобное имело место, скорее следует говорить о неприязненном отношении этих людей ко всему башкирскому, или о наличии у них синдрома великодержавного шовинизма. Не следует забывать и о том, что в 10-11 классах башкирский язык как государственный не изучается (в Татарстане изучение татарского языка продолжается и в 10-11 классах).

Один из наших известных публицистов В. Бадретдинов совершенно правомерно писал, что «Введение обязательного преподавания государственных языков национальных республик вызвало у некоторых языкофобов острейшее неприятие изучения учащимися другого языка, исходящее из ложного тезиса о том, что якобы принудительное изучение языка приводит к снижению качества знания учащихся по другим предметам… Изучение языков не может быть фактором, тормозящим интеллектуальное развитие ребенка или ухудшающим качество знания по другим предметам. Многоязычие является важнейшим средством расширения кругозора наших детей и формирования поликультурной личности».

Необходимо по поводу поднятого вопроса отметить, что Постановлениям Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 года №16П была признана правомерность изучения татарского языка как государственного языка Республики Татарстан. Это Постановление касается и башкирского языка и всех иных государственных языков национальных республик РФ. Т.е. жалобы по этому вопросу некоторых граждан национальных республик РФ уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который их отклонил.

Теперь перейду к другим Вашим вопросам. На 1,2, 3 вопросы Вы ответили уже сами, и нет необходимости их повторять.

На 4, 5 вопросы о статьях Конституции РФ по родным языкам и по моему замечанию «в какой-то мере». Насколько оно корректно? В данном случае я имел в виду то, что в нашей стране, к сожалению, Основной Закон не всегда соблюдается, часто превращается в фикцию. Все это мы видим в попытках ликвидации национальных республик, выступлениях В.В. Жириновского, о котором, Вы не могли не заметить, я пишу в своей статье. Или, например, в декабре 2004 года был принят Закон о новом порядке избрания глав регионов, направленный на дальнейшую унитаризацию системы государственного управления РФ. В этом же русле следует рассматривать и разделение РФ на федеральные округа, которое противоречит пунктам статьи 3 Конституции РФ.

С изучением родных языков субъектах РФ в последние годы также возникли серьезные проблемы в связи с массовым закрытием башкирских школ Челябинской, Оренбургской и в других областях и краях, где башкиры проживают компактно. У нас в РБ за последние годы было закрыто более 350 школ, прежде всего в башкирских деревнях. Тем самым нарушаются конституционные гарантии изучения родных языков. Также по новому (3 поколение) ФГОС в области высшего образования из его базовой части выпали дисциплины регионально-национального компонента. Речь идет об изучении истории РБ, географии, культуры, искусства Республики Башкортостан.

Непонятно, о каких «рычагах» воздействия на изучение языков (родных), использованных мною и моими безымянными «идейными союзниками», Вы пишите? Почему без конца повторяете надуманный Вами тезис об «обязательно-принудительном изучении башкирского языка»? Если этот язык изучается в наших школах, то это дело ведется, на совершенно легитимной основе, т.е. опираясь на общероссийское и республиканское (местное) законодательства.

7, 8, 9, 10 вопросы. На эти вопросы я фактически уже ответил. Смешно, «о каком тяжком грузе на плечах других народов» Вы пишете? Почему Вы так резко ополчились против башкирского языка, на которое отводится-то всего 80 минут в течение недели, искаженно представляя право народов на самоопределение? Здесь хотелось бы отметить, что башкиры самоопределились более чем 90 лет тому назад. Они с оружием в руках, проливая свою кровь, сумели добиться признания Центром своей государственности путем подписания «Соглашения» между Башкирским белым правительством и ЦИК и СНК РСФСР. Вы так упорно обвиняете во всех грехах «национальную элиту», и откуда у Вас такая башкирофобия, просто диву даешься.

8 вопрос. В чем же Вы видите игнорирование нами запросов других народов. Разве в РБ запрещено изучение татарами, чувашами, мордвой и другими своих родных языков? Откуда такой разоблачительный пафос?

9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 вопросы опять крутятся вокруг изучения башкирского языка. Что касается самоопределения, то не только башкиры, но и татары, чуваши и другие у себя на исторической родине, т.е. в Татарстане, Чувашии и т.д. тоже самоопределились. Не следует забывать, что и в Татарстане, Чувашии и других республиках тоже проживают представители многих национальностей, в том числе и русские, и в них тоже языки коренных этносов изучаются как государственные, как было указано выше. Откуда у Вас столько желчи и злобы в отношении башкирского языка? Даже лишь ознакомительное, мизерное по времени его изучение вызывает у Вас такую бурную, ничем не оправданную негативную реакцию.

17. Ссылка на 4 статью Международного Пакта об экономических социальных и культурных правах народов (не человека, как Вы пишите) никак не оправдывают Ваших нападков на башкирский язык. Ведь в данной статье совершенно ясно сказано о возможности устанавливать только такое ограничение прав, которое, к Вашему сведению, определяется законом. Неужели Вы думаете, что изучение башкирского языка как государственного в объеме одного часа и 20 минут «несовместимо с природой указанных прав» и не способствует «общему благосостоянию в демократическом обществе».

Если Вы считаете, что это нарушает Ваши права, предлагаю Вам обратиться в Генеральную Ассамблею ООН и поставить там вопрос об отмене данного Пакта.

18. Разве получение знаний об окружающих Вас народах, включая не только их язык, но и историю, культуру и обычаи, ограничивает Ваши права? По единодушному мнению не только «башэлиты», но и обществоведов все это, наоборот, способствует укреплению мира, взаимопонимания и согласия между народами. Уверен, если бы Вы имели должное представление о башкирах, об их истории, культуре, не стали бы задавать подобные вопросы.

19. Исследования по поднятой Вами теме у нас ведутся, защищаются диссертации, проводятся конференции. (Языковая ситуация в РФ. Материалы круглого стола. 25 марта, 2005 г., Уфа, 2005; Национальные и языковые процессы в РБ: история и современность. Уфа, 2005; Российский федерализм: история и современность. Материалы Всероссийской конференции. Уфа, 2009 и др.).

20. Опросы по этому вопросу регулярно организуются, прежде всего Институтом гуманитарных исследований АН РБ, Институтом этнологических исследований УНЦ РАН и другими научными учреждениями.

21, 22, 23, 24, 25, 26 – на все эти вопросы я уже ответил. Кстати, эти вопросы ничем не обоснованы. О каком принуждении и жалобах идет речь? По информации компетентных сотрудников МО РБ, совершенно ограниченный круг людей (были названы две-три фамилии, в том числе прозвучала и Ваша фамилия), которые постоянно пишут всякого рода жалобы и протесты в разные инстанции в духе заданных мне Вами вопросов и комментариев к ним.

Ваше нетерпимое отношение к башкирскому языку никак не способствует наступлению, говоря Вашими словами, «эры сотрудничества с о&aa

13 декабря 2012 Образование
Источник: http://nabatrb.livejournal.com/136609.html

Еще новости