Эльза Тарасова
Тенденции снижения грамотности учащейся молодежи нерусской национальности в Башкортостане
Я принадлежу к «титульной» нации нашей республики, и поэтому все проблемы, касающиеся изучения русского языка, осознаю особенно остро .
Русский язык востребован во всем мире. Его использование в мире растет. В некоторых европейских странах русский язык занимает не менее важное место в образовании. В Турции, Сербии, Израиле, Египте к русскому языку проявляется большее уважение, нежели в Башкирии и Татарии. Например, в Сербии в языковой гимназии русский язык преподают каждый день. В Турции и Египте любой работник инфраструктуры сносно объясняется по-русски, в Израиле не менее 25% населения сохраняют русский язык. Изучать русский язык только для нас Россиян, проживающих в Башкирии и Татарии, стало роскошью.
В нашей стране грамотное (или безграмотное) владение русским языком является по существу мерилом степени образования, интеллигентности, и, зачастую, основным фактором карьерного роста. Люди, плохо владеющие русским языком, не способны грамотно излагать, как в письменном виде, так и в устной форме, свои суждения. Плохо выраженная мысль — это не только неумение говорить, но и расценивается, как неумение мыслить.
Республиканские чиновники от образования воспользовались (если не сказать злоупотребили) правом ввести региональный компонент за счет уменьшения часов русского языка и литературы. Так, образовательный стандарт позволяет сокращать русский язык с 5 часов до 3 часов, литературу — с 4 до 2 часов.
При этом желание родителей и учеников изучать русский язык 5 часов, а литературу 4 часа в неделю стало относиться к формату «с углубленным изучением».
Обращаясь к своему опыту, хочу сказать, что в школьные годы мне пришлось преодолевать трудности в освоении грамматики русского языка. Я росла в башкиро-татарской языковой среде. Поэтому я часто путала окончания, рода, падежи, склонения. Те же проблемы я наблюдаю (например,в классе, где учится мой ребенок) у некоторых детей, чья языковая среда в семье не русская. (Кстати, путать рода в русском языке — частая ошибка таких детишек, так как в башкирском и татарском языке отсутствуют рода. А эти ошибки затем распространяются на такие важные темы в русской грамматике, как склонения, падежи и так далее.)
Мне же повезло больше. Ведь я выросла в те советские годы, когда государственная система образования давала любому гражданину своей страны стандартный объем фундаментальных знаний, обеспечивавших равные возможности для самореализации в любой сфере деятельности. В те годы в начальной школе при шестидневной учебной неделе русский язык давался 6 часов в неделю, чтение — 5 часов. Для сравнения: у нас сейчас в начальных классах (21 лицей, г.Уфа) вот уже четвертый год 3 часа – русского и 2 часа – литературы.
Недостаточное знание русского языка, плохие навыки письма и быстрого чтения не дают возможность полноценно осваивать и другие школьные предметы.
И особенно эта проблема касается детей из нерусских семей.
Почему так происходит? Мы убеждены, что причиной ухудшения качества изучения предмета является недостаточное количество часов русского языка и литературы. Всякая теория подкрепляется практикой. А на это как раз не хватает часов. Что может усвоить ребенок за 3 часа в неделю урока русского языка?
Такое положение дел не даёт возможности заложить прочный фундамент, дети (особенно начальной ступени) не получают даже азов и навыков владения русским языком! Ведь для нормального изучения сложного письменного русского языка необходима ежедневная практика.
Возложенные на школу функции не выполняются должным образом. А как сложно учителям начальных классов, вынужденных «галопом по европам» обучать наших детей грамоте! В конечном итоге страдает весь процесс образования в средней школе. В результате мучаются дети и их родители, которые по вечерам всей семьёй вынуждены помогать ребёнку спешным образом осваивать то, что не додали в школе. Дети устают, родители нервничают. Не каждый родитель имеет профессиональные навыки и в состоянии объяснить правила русского языка. Потому, что родитель — это не учитель.
Дайте профессионалам время и возможность научить всему, чему без проблем нас всех учили в советской общеобразовательной школе!
Русский язык нужен, прежде всего, самим башкирам, татарам. Какой родитель и его ребенок из села не мечтает жить и работать в большом городе. Понятно, что не все сельские дети остаются на земле, большая их часть стремится в города строить свою жизнь, обучаться важным профессиям. Ведь в дальнейшем эти дети должны будут продолжить свое обучение в высшей школе. Без хорошего знания русского языка, русской грамматики сложно осваивать юридические профессии, учиться в технических ВУЗах, заниматься научной работой, педагогикой и т.д. Поэтому снижение количества часов русского языка и литературы недопустимо особенно для детей из нерусских семей, как правило, компактно проживающих в селах и деревнях. Им особенно необходимо ежедневно соприкасаться с предметами русский язык и литература.
Есть немало исторических личностей из числа башкир и татар, а также современников, которые стали большими государственными людьми благодаря прекрасному владению русским языком и ораторским искусством.
Таким образом, в наше время жёсткой конкуренции нельзя, даже из-за «благих намерений» внедряя региональный компонент, лишать наших детей возможности на должном уровне овладевать грамотой и русским языком.
Пользуясь случаем, обращаемся к МО РБ, Госсобранию, Правительству с просьбой предоставить право всем детям изучать русский язык в объеме не менее 5 часов в неделю, литературу – 4 часа. Прекратить практику замещения региональным компонентом предметы русского языка и литературы.
Тарасова Э.Ш., кандидат экономических наук, Уфа
Член родительского интернет сообщества http://my.mail.ru/community/russkaja_shk
12.12.12 г.