Зачем нужен институционализм в религиозной жизни… Давайте возьмем иную область нашего бытия — физиологическое здоровье человека. Согласитесь, для того, чтобы быть здоровым, необходимо проводить определенные ритуалы — зарядку утреннюю делать, например. И согласитесь, в жизни все эти махи руками-ногами, наклоны налево-направо, а уж тем более йоговские асаны, ну никак не могут нам пригодиться. Со стороны человека, незнакомого с тем, что существует утренняя гимнастика, это выглядит как одержимость какими-то духами или болезнью. Ходит человек, машет руками по воздуху, то вдруг неведомая сила его скручивает в какой-то узел — не иначе сбрендил…
Можно ли быть здоровым вне института зарядки? Наверное, можно, но таковое бывает крайне редко. А для большинства людей пока ничего иного для поддержания своей формы не придумано. Вот так и с институтом Церкви — он поддерживает в нас стремление к духовной жизни, и осуществляется это стремление по православным, например, канонам только в совместной медитации, каковой является молитва. Хотя со стороны все это выглядит глупо.
Но со стороны все и всегда выглядит глупо и некрасиво, даже занятие любовью при взгляде со стороны превращается лишь в порнографию.