Отличает их всех довольно жёсткое и иногда навязчивое проникновение в личное пространство зрителя.
1. Театр «De Bufo», спектакль «Клюква». Постановка в жанре трагифарс-клоунады построена так же в виде интерактива со зрителями, когда они становятся участниками действия. Предполагаю, что на таком виде взаимодействия созданы и другие работы данного театрального коллектива. Иногда зрителей выводят на сцену, одного парня даже раздели до пояса. Я не знаю, как отреагирует на такое каждый, у разных людей – разный порог чувствительности, так скажем. Во многих случаях такая работа со зрителем была оправданна и реалистична, но, возможно, есть перегибы.
2. Проект The ТЕАТР. Перед спектаклем увидел при входе мужчину, который очень неестественно улыбался каждому пришедшему зрителю, подумал ну наверно из соседней студии или что-то в этом роде. Но прямо перед спектаклем этот мужчина появился в зале перед зрителями и начал рассказывать про интеллект-коучинг и тд. Это оказался тренер (коуч) и я понял, почему он такой счастливый. После этого он попытался осчастливить и зрителей: говорил про Довганя-Возняка, попросил встать, повернуться к соседу и сказать ему «Ты – победитель!!!», потом – похлопать всем нам, ведь «Мы – победители!!!». Я не знаю как все сдержались и не остановили оратора.. Видимо, собрались все культурные люди. Он даже хотел провести упражнение, когда коридор из людей хлопает тем, кто по нему проходит. Но потом он передумал…ну и хорошо.
Это была первая реклама перед спектаклем, которую я видел. Деньги нужны, понимаю, частный театр, но я бы пожалел свой спектакль, не стал бы разрушать таинство перед ним вот таким образом, и пожалел бы своих дорогих зрителей (каждый день мы видим кучу продавцов счастья и успеха).
3. НМТ, спектакль «Хорошо живем». Камерный зал. В одном из эпизодов спектакля для реалистичности сцены в действие стали вовлекаться зрители, а последним – актер, который сидел в зрительном зале. Зрителей опрашивали с камерой (видео с лицом опрашиваемого зрителя проецировалось сразу же на весь зал на стене), при этом задавались очень личные вопросы как: «вы с женой пришли?», «сколько лет детям?» и т.д. Именно в этот день этот прием работы со зрителями не сработал. Возможно, он будет лучше в другой раз. Над этим надо работать.
Я не могу сказать, хороша или плоха такая тенденция. Для кого-то это супер и весело, а кого-то – смутит. К чему это приведёт, тоже пока не известно. Для самих авторов и театров, возможно, не таких известных в широких кругах, провокационные темы и действия увеличивают вероятность того, что на них обратят внимание. А зрители: если идете на спектакль, будьте готовы ко всему – театры начали с нами заигрывать!!!
Фото 1 De Bufo, «Клюква»
Фото 2 — зрители Проекта The ТЕАТР
Фото 3 — НМТ, «Хорошо живём», фото с сайта Культурный мир Башкортостана (автор Ирина Гайнатуллина)