Здесь конец географии

Я люблю географию, кстати. Вы знаете об этом? Я участвовал там во всяких Олимпиадах, когда учился в школе. И все потому, что обожаю географические карты. Просто обожаю, и у меня эта любовь в детстве ещё почему-то проснулась.

Но прочитать "Географ глобус пропил" я решил не поэтому. Я просто увидел где-то кадры из фильма по книге, который выходит в этом году, и вдруг понял, что пойду его смотреть. Я вообще обычно болею за отечественный кинематограф, так что пойду.

А как человек, предпочитающий быть подготовленным зрителем, я прочитал книжку. И вдруг книжка оказалась не то что про меня, но про многое из того, что я тоже когда-то прошёл. Например, 2 месяца я был учителем в школе. Пусть это практика была, но всё же. И я совершенно точно просыпался в палатке, занесенной внезапно выпавшим снегом, и был уносим течением реки в попытках зацепиться ногами за скользкое дно или хоть что-нибудь вообще. Да на походную часть текста вообще приходится много собственных похожих воспоминаний, хотя меня никогда нельзя было назвать прямо уж таким заядлым туристом. Но, видимо, это то, что случается со всеми.

Именно из этого походного куска я выписал и опубликовал цитату:

"Сейчас все хотят одного: тепла, уюта, покоя. Но отрава бродяжничества уже в крови. И никакого покоя дома они не обретут. Снова начнет тревожить вечное влечение дорог — едва просохнет одежда и отмоется грязь из-под ногтей. Я это знаю точно. Я и сам сто раз зарекался — больше ни ногой. И где я сейчас?"

Потом эту цитату утащила к себе одна знакомая девочка, а от неё к себе уже другая девочка, снабдив это всё романтической картинкой (совсем, кстати, несоответствующей картинке, которая в этот момент перед глазами героя, но это не суть)), так что теперь я жду, когда наткнусь на эту цитату в каком-нибудь сопливом паблике про путешествия)

Но про "бродяжничество в крови" это вот прямо в точку. Так и бывает: всё, бацилла внутри, и тебе уже не остановиться. Пусть ты уже хочешь комфорта и сам садишься за руль вместо того, чтобы поднять руку, стоя у обочины, но главное в том, что тебе не сидится на месте. Это правда.

И ещё герою 28 лет. Как мне сейчас. Пусть его и играет Хабенский, а действие происходит в первой половине 90-х. Там много про отношения друг к другу людей этого возраста. Мне было интересно. Потому что это конкретно мои сверстники, но при таком вроде бы сходстве жизненного опыта совсем в неизвестных и неиспробованных лично мной ситуациях.

Ну это так. Мысли вразброс. Если по тексту, то он довольно неожиданный. Поначалу это совершенно типичный новый русский реализм, который мог бы быть написан кем угодно хоть Прилепиным, хоть Савельевым. При всех внешних признаках суеты каких-то событий главный герой типичный маленький человек российской периферии конца 20-го века, терзаемый воспоминаниями о советском детстве и безысходным, одиноким (несмотря на семью и большое количество окружающих персонажей), алкогольным настоящим. Как это часто бывает, герой стремится убежать от этой тоски и всех своих неудач куда-то в лес.

И убегает. Собрав с собой свору 14-летних школьников. А дальше всё как-то неожиданно превращается в приключенческий роман, помноженный на "Лолиту". И надо сказать, что Иванов отлично справляется со своими героями, водя их по самому краю, но сохраняя над ними власть, не позволяя им пуститься во все тяжкие, что, конечно, было бы осуществлено большинством других авторов от опять же Савельева до Аксенова.

На последней странице главный герой традиционно пьет и курит на балконе, глядя вдаль. Традиционный русский финал, лишенный всякой надежды. Или Надежды, которая вдруг осталась.

4 апреля 2013 Культура
Источник: http://a-yurtaev.livejournal.com/179686.html

Еще новости