Россия перешла на двухуровневую систему обучения еще в 2011 году. Но до сих пор мало кто (как и я) понимает разницу между бакалавром и магистром.
Бакалавры учатся четыре года и в конце своего обучения сдают экзамены и защищают реферативную диссертацию.
Магистры учатся шесть лет. Это направление предусмотрено для тех, кто хочет посвятить свою жизнь преподаванию и/или научной деятельности.
И это, пожалуй, вся разница. Работодатель смотрит на наличие высшего образования как такового. Ни в одном объявлении вы не найдете записи "требуется бакалавр" или "требуется магистр". Они даже не вникают в суть того, чем лучше или хуже тот или иной представитель. Этим мало кто интересуется.
А вот за рубежом степень бакалавра (Bachelor’s degree) присваивают студентам по завершении первого этапа высшего образования undergraduate (продолжительность обучения в Англии и Германии — три года‚ в Шотландии‚ Канаде и США — четыре). Во Франции ее получают выпускники полной средней школы‚ что является их пропуском в вуз.
Степень магистра (Master’s degree) присваивают окончившим второй этап высшего образования (postgraduate или graduate)‚ который длится от одного года до трех лет.
Только вот жизнь зарубежных студентов интересна тем, что им по окончании выдаются мантии и шапки-конфедератки. У нас такого нет, к сожалению.
Мантия у магистра и бакалавра различаются формой рукавов: у первых они длинные‚ у вторых имеют прорезь в локте и закрытую форму.
А по расположению кисточки на шапочке-конфедератке можно узнать ученую степень: если она справа‚ то перед вами студент‚ если слева — дипломированный специалист. При получении диплома проводят церемонию перебрасывания кисточки с одной половины шляпы на другую.
А еще они различаются по цветам:
С 1 января 2011 года Россия перешла на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура). У многих переход на европейскую систему подготовки специалистов до сих пор вызывает массу вопросов и споров.
Внедрение новой и пока еще чуждой нам системы образования возникла в связи с вступлением России в Болонский процесс создания единого европейского пространства высшего образования. А для того, чтобы дипломы наших вузов признавались по всему миру, встал вопрос о нововведении.
Обратимся к истории. Болонский процесс — сближение и гармонизация систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Начался этот процесс в середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Целями процесса являются:
• построение европейской зоны высшего образования;
• обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;
• достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
• повышение качества образования.
За рубежом уже давно поняли, что четырех лет обучения вполне достаточно для того, чтобы начать свою карьеру с позиции низового управления или специалиста. Дальше все зависит от желания и умения человека. Магистратура же занимается подготовкой кадров для учебных заведений, научных организаций и топ-менеджмента коммерческих организаций.
Большинство россиян считают, что переход на двухуровневую систему высшего образования не только не будет способствовать повышению качества обучения, а ещё больше усугубит и так непростое положение, в котором пребывает сегодня российская высшая школа. Также бытует мнение о том, что эта реформа приведёт не к повышению качества образования, а к росту цен на него.
В то же время в России до сих пор мало кто понимает разницу между бакалавром и магистром. Итак, чем же отличается бакалавр и магистр, и кто наиболее востребован на российском рынке труда?
Бакалавры учатся четыре года и в конце своего обучения сдают экзамены и защищают реферативную диссертацию. Степень бакалавра дает право на все должности, для которых необходимым является наличие высшего образования.
Магистры учатся шесть лет. Это направление предусмотрено для тех, кто хочет посвятить свою жизнь преподаванию и/или научной деятельности. То есть максимально углубить знания в своей области.
И это, пожалуй, вся разница. Работодатель смотрит на наличие высшего образования как такового. Ни в одном объявлении вы не найдете записи "требуется бакалавр" или "требуется магистр".
Работодатели уже вполне привыкли к бакалаврам, хотя в большинстве случаев бакалавры могут претендовать только лишь на должности линейных менеджеров (хотя специалистов тоже не берут сразу на должности руководителей). Те же выпускники бакалавриата, которые всерьез задумываются о карьерном росте, будут стремиться поступить в магистратуру для получения выбранной специализации.