Спектакль башдрамтеатра.
По одноименному роману Гузель Яхиной.
Инсценировка Yaroslava Pulinovich.
Перевод на башкирский язык Хурматулла Утяшев.
Режиссер Айрат Абушахманов.
Художник Альберт Нестеров.
Композитор ильшат яхин.
Пластика Ринат Абушахманов.
Художник по свету Ильшат Саяхов.
Премьера состоялась 24-25 ноября 2017г.
ГУЗЕЛЬ ЯХИНА О НАЧАЛЕ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕ:
Год назад 3 декабря 2016 года, будучи в Уфе и встретившись с актерами Башдрама, Гузель Яхина говорила: «С Айратом Абушахмановым мы познакомились почти год назад, когда он вместе со своим спектаклем башкирского театра приехал в Москву на «Золотую маску», где они показали спектакль «Черноликие». Просмотрев спектакль, я влюбилась в этого режиссера. Он работает очень тонко. Ему удалось современно и бережно поставить на башкирской сцене классику. Я готова отдать ему этот роман, пусть он делает с ним все, что считает нужным. Он замечательный режиссер. Я готова к любому его прочтению. Что касается работы Ярославы Пулинович, которая готовит сценический вариант текста, то с ней я не знакома, и не думаю, что буду отслеживать ее работу. У меня не будет необходимости смотреть на окончательный вариант инсценировки. Считаю, что режиссер должен быть свободным от автора».
САМАЯ ДОЛГОЖДАННАЯ ПРЕМЬЕРА ГОДА:
— Постановка была анонсирована осенью 2016г.
— Билеты были раскуплены за 1 месяц до премьеры.
— После премьеры был поставлен дополнительный показ на 13 декабря – почти все билеты были раскуплены за 2 часа.
— Впервые цены на спектакль в башдрам достигли отметки 1000р
— На ближайший месяц билеты раскуплены.
ЧТО БЫЛО НЕОБЫЧНО:
— Имена актеров, занятых в спектакле, практически до конца держались в тайне (информация появилась только за пару дней до премьеры). Хоть и по разговорам мы и знали, кто будет играть Зулейху, но остальных – нет.
— Не было сдачи спектакля – совершенно бессмысленной на сегодняшний день штуки. Зрителям туда точно ходить не стоит. Об этом я писал ранее. В этот раз удалось сохранить интригу и фотографии со спектакля не разошлись по интернету еще до премьеры.
— Зрители заходят в зал и уходят в полумраке, в свете тусклых лампочек. Полностью освещение в зале так и не будет включено.
— Декорации среди зрительских мест (бушлаты, лампочки над зрителями, цвет прожекторов, направленные на зрителей)
— До начала спектакля и после доносится лай собак где-то вдалеке.
— Входя в зал, зритель уже погружался в пространство спектакля и, уходя, оставался в этой атмосфере.
РАБОТА ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА И ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ.
Проделана колоссальная работа художника (Альберт Нестеров):
— Всё действие происходит на уровне большой пятиконечной звезды, которая лежит в немного наклоненном виде в пространстве сцены, авансцены и первых рядов зрительного зала. 2 вершины звезды остались выше сцены, 1 – на уровне сцены и еще 2 – ниже сцены. Мне понравилось, что сохранена проекция плоскости этой звезды: вершины звезды, которые над сценой, находятся в одной плоскости с теми вершинами, которые под сценой.
— Сцена башдрама – единственная в Уфе, переднюю часть которой можно разбирать и собирать в зависимости от спектакля. В этом им проигрывают все остальные театры (русдрам, молодежка и НУР с их широченными и высокими сценами)
— Красная пятиконечная звезда в красной подсветке. Это просто грандиозное и масштабное зрелище: видеть всю картину целиком (звезду в красной подсветке + инсталляцию на потолке театра).
— Тусклые мерцающие лампочки с тарелочными абажурами (цвет в этих лампах оптимальной тусклости и красного-желтого цвета). При этом над зрителями подвешены как лампочки, использующиеся во время спектакля, так и лампочки, которые включаются только в антракте и после спектакля.
— Костюмы персонажей
— Момент как три красноармейца уносят Зулейху (напомнило картины Шагала).
— Очень красивая и технически сложная сцена утопления (Римма Кагарманова плавает как новорожденный ребенок) и спасения Зулейхи (как она плавает в воде и крутится на тросе). Также нужно отметить потрясающий момент одновременного движения вниз к сцене Зулейхи на тросах и леса на заднем фоне. Это ознаменовало прибытие спецпереселенцев в пункт назначения.
— Эпизод как Зулейха ловит снег языком – одна из самых красивых сцен спектакля.
— Серая краска на лицах персонажей (чистые лица только у Кузнеца и Юсуфа).
— Нарисованные морщины.
— Татуировки на руках Горелого, шрам на его лице, небритое лицо.
— Сцена утопления Игнатова.
— Движение деревьев в зависимости от сцены.
— Юсуф – один из тех, у кого чистое лицо. Только художник Иконников красит его лицо в цветные краски.
— Зулейха седеет за минуту с помощью серой краски.
— Постепенное превращение Зиновия Кузнеца в Сталина. Сначала он без усов, позже – маленькие усы, дальше усы побольше и немного седины на волосах, далее – полное внешнее сходство со Сталиным.
— Побег Юсуфа на подцвеченной лодке (хотя в последний раз было не подсвечено).
— Художник по свету Ильшат Саяхов не в первый раз сотрудничает с башдрамом. Ранее с его участием были поставлены спектакли «Черноликие», «Скупой» и это было результативно и качественно. В «Зулейха открывает глаза» проделана потрясающая работа по светом: она соответствует динамике и эмоциональному состоянию героев и зрителей во время повествования. Башдраму не нужно игнорировать работу со светом в других постановках.
РАБОТА КОМПОЗИТОРА, ЗВУКОВОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
Звуковое и музыкальное сопровождение хорошо коррелирует с течением спектакля:
— Музыкальное сопровождение
— Звуковое сопровождение (падение камня, утопление баржи и т.д.)
— Голоса выступлений советских вождей и песни советских времен органично вплетены в повествование, это усиливают воздействие
— Советская агитационная музыка новостных сводок
— Вокализ
— Тема Мортазы и Зулейхи
— Финал
ХОРЕОГРАФИЯ И ПЛАСТИКА:
— Души дочерей. Их плавные мягкие движения, танец.
— Зулейха. Ее легкие быстрые испуганные передвижение по сцене в (1 акт), податливость к прикосновениям других персонажей (1 акт).
— Походка Юсуфа.
— Точный образ криминального элемента (Горелый), его движения, мимика.
— Кузнец – Сталин.
— Аглая.
РАБОТА РЕЖИССЕРА:
Что запомнилось, и что бы я отметил:
— Души дочерей. Когда кто-то из родных Зулейхи умирал или находился при смерти, то они встречались с их дочерями. Девочки – украшение и этого спектакля, и театра. До этого на сцене башдрама в основном играли одни мальчики «Руди», «Кахым туря», «Затмение».
— Пшеница. Интересно показано зачатие ребенка, с помощью засеевания мужчиной земли пшеницей («Катын – ул ер, а ир – хабан хороусе» — «Женщина – это земля, а мужчина – кто обрабатывает эту землю»).
— Красивый эпизод как Мортаза насыпает пшеницу, а Зулейха подставляет в этот поток руки (напомнило сцену с мукой в «Черноликих»).
— Одновременное повествование разных фрагментов романа в одном эпизоде.
— Превращение троса в пуповину.
— Сцена с тазиком.
— Гора папок (личных дел заключенных).
— Исчезновение красной звезды с инсталяции на потолке театра в финале спектакля.
— Зулейха и Игнатов в момент близости смывают с лиц друг друга серую краску (становятся хоть и ненадолго, но свободными, чистыми). Позже серая краска вернется: у Зулейхи – когда заболевает Юсуф, у Игнатова – когда его отвергает Зулейха.
— Канаты и скакалки. Герои синхронно бьют канатами по земле и поют патриотическую песню, прыгают с ними как со скакалками до изнеможения – то есть работают, пашут до полного физического и морального истощения, все делают это синхронно, никто «из строя» выйти не может и желательно при этом еще хором петь какую-нибудь бодрую песню.
— Во время любовной сцены (танца) Зулейхи с Игнатовым, она несколько раз подбегает к Юсуфу, целует его, спрашивает ел ли он, все ли с ним в порядке. Похоже, это от чувства вины, что оставляет его без защиты.
— Сцены с кровью.
— Рождение ребенка (начало родов – в зал вылетели маленькие пузырьки, некоторые из них даже долетели до 2-го яруса; конец родов – ребенок в воздушном шаре).
— Фраза Кузнеца в сторону зала, с выхватыванием пистолета: «А давай-ка я застрелю парочку из них».
— Разговоры Зулейхи самой с собой (со свекровью, с лесным духом) разными голосами.
— Переход крика Игнатова в пьяном угаре в вой.
Римма Кагарманова (Зулейха).
Красивая, органичная актерская работа до мельчайших деталей (глаза, взгляд, голос, мимика, движения, пластика).
Зулейха не становится сильной, а в ней проявляются ранее скрытые внутренние ресурсы, ядро. Сила женщины в ее слабости и отпускает она сына из-за слабости женской.
Отмечу, что Римма Кагарманова прогрессирует от роли к роли: Шафак «Затмение», Захида «Цена счастья», Галима «Черноликие», Гата Перса «Кот в сапогах», Сауле «Джут», Танзиля «Муж на час», Алтынсэс «Женская сюита», Зулейха «Зулейха открывает глаза». Я уже год назад поспорил, что она будет играть Зулейху, и угадал. При всей внешней слабости ее героинь, они обладают внутренней силой, стержнем, способны выдерживать и преодолевать большие трудности и лишения.
По совокупности сыгранных прекрасных ролей, неноминировании ее на «Золотую маску» за роль Галимы, незадействовании ее в роли Галимы на гастрольных спектаклях «Черноликих» в Москве и Казани, неноминировании ее на молодежную премию Бабича, Римме Кагармановой пора давать звание Заслуженная артистка РБ. Это будет справедливо. Ну а что не так?
ИГРА АКТЕРОВ:
— Азат Валитов (Иван Игнатов). Сильная работа. Молодец!! Я рад за него. В свое время, когда Азат только пришел в театр, он был обделен вниманием зрителей и СМИ, в отличие от своих однокурсников, которые сразу были задействованы в очень успешном спектакле «Навстречу мечте». Но зато Азат попал в обойму к Айрату Абушахманову. И эта уже вторая главная роль для него. Желаю ему всяческих успехов, все для этого есть.
— Артур Кунакбаев (Зиновий Кузнец). Очень яркая роль. Все сложилось в этой роли: и актерская игра, и внешние данные: постепенное превращение Кузнеца в Сталина, от сцены к сцене – это было шикарно.
— Хурматулла Утяшев (Мортаза). Интересная роль, отмечу смягчение характера Мортазы после смерти, когда Зулейха разговаривает с ним о будущем ребенке.
— Ирек Булатов и Гульнара Амирова (Константин Сумлинский и Изабелла Бржевская-Сумлинская). Интелегенты до мозга костей. До последнего они остаются такими. Для меня эти два актера раскрылись по-новому.
— Дамир Кираманов (Юсуф). Достойная игра.
— Айдар Шамсутдинов (Горелый). Запоминающаяся роль. Хорошо сыграно. Его движения, мимика.
— Юлия Галяутдинова (Аглая). Отлично сыграно. Молодец. Каждую эпизодическую роль Юлия превращает в заметную, значимую, запоминающуюся. Она заслужила какую-нибудь главную драматическую роль.
— Ильдар Гумеров (Илья Иконников). Играет очень редко, но качественно. Рад за него. Хорошая игра.
— Танзиля Хисамова (Упыриха). Как всегда на уровне.
— Ильдар Саитов (Вольф Карлович Лейбе). Роль удалась.
— Гульназ Назмутдинова, Полина Зиновьева, Джамиля Мударисова (души дочерей). Прекрасные актерские работы. Самую младшую дочь я впервые увидел на сцене в «Нуре» в спектакле «Белое платье моей матери». Позже ее лицо промелькнуло в эпизоде фильма «Бабич». Теперь она на сцене башдрама, чему я очень рад.
Также отмечу роли Руслана Галимова (красноармеец, Мансур).
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕТ «ЗУЛЕЙХА» В ЖИЗНЬ БАШДРАМА:
— Фактически теперь возникнет конкуренция за билеты между теми, кто уже сходил на спектакль, и теми, кто только собирается. После просмотра появляется желание еще раз посмотреть эту работу. А тех, кто хотел увидеть спектакль, изначально было немало, и их круг будет расширяться.
— Билеты на спектакль надо будет покупать за 1-2 месяца (по крайней мере, в этом сезоне точно)
— Возможно, продажи электронных билетов в целом увеличатся, так как самый быстрый и надежный способ обеспечить себя просмотром этого спектакля – купить электронный билет. Как это делать я писал ранее.
— Приход в башдрам совершенно новой категории зрителей (в том числе и русскоязычной). Например, когда еще в башдраме были директора и главные редакторы Коммерсанта, РБК? Также на спектакль пришли ведущие интернет издания Уфы Likes.ru, Mkset.ru и т.д.. Хотелось бы, чтобы эти новые для театра зрители закрепились в башдраме навсегда, полюбили его. Есть хорошие предпосылки к этому. Для тех, кто хочет продолжить знакомство в башдрамом, я советую такой ряд спектаклей:
Затмение 2011
Цена счастья 2012
Белый пароход 2013
Жанна 2014
Женская сюита 2014
Черноликие 2014
Джут 2015
Навстречу мечте 2016
Антигона 2016.
Самая сильная сторона башдрама – это драмы, а не комедии, как некоторые могли думать.
— На различные награды за спектакль могут претендовать Айрат Абушахманов (режиссер), Римма Кагарманова (Зулейха), Артур Кунакбаев (Кузнец), Азат Валитов (Игнатов), Альберт Нестеров (художник), Ильшат Саяхов (художник по свету), Ильшат Яхин (музыка, звук) и др. Также могут отметить и саму Гузель Яхину, так как это первая театральная постановка по ее роману.
СПЕКТАКЛЬ:
Сильная постановка. Отмечу целостность, органичность и высокий уровень всех компонентов спектакля: сценография, свет, музыка, звук, режиссура, игра актеров, хореография, пластика и т.д.
Один качественный спектакль в городе за сезон – это уже удача. Так что, этот сезон уже удался.
Все идем в театр и смотрим.
PS:
— я специально не читал книгу «Зулеха открывает глаза», чтобы оценить именно спектакль
— смотрел оба состава, оба состава хороши!