Не знаю автора, но написано исчерпывающе, почему большинство россиян глухо к современному искусству и при этом считает, что все вокруг дураки, потому что то, чего я не понимаю, не существует.
«Знакомый сюжет: картинная галерея, знаменитый музей, перед большим полотном, датированным второй половиной ХХ века, стоит пара русских. И один из них говорит достаточно громко: “Ты че-нить понимаешь?”. А второй отвечает: “Да мой ребенок лучше нарисует”.
Причин у этого позорного явления несколько:
1. Пока городское население Европы и Америки наслаждалось переходами от импрессионизма к постимпрессионизму и авангарду, русские сначала ехали из деревень в города, потом боролись в этих городах за выживание. Среди горожан процент исторически восприимчивых к искусствам сокращался с каждым годом. Репрессировали и расстреливали в первую очередь “самых умных”.
2. Советская власть быстро разобралась с “интеллигентской мазней” и постановила любить реализм. Вплоть до девяностых широкая публика видела только реализм, в том числе, реализм старых мастеров. Фотографически дотошные передвижники служили образцом русской традиции. Наконец расселившийся в городах “простой народ” предпочитал, чтобы все было понятно. Он же по сей день борется с Пикассо (например) в комментах на любой арт-странице.
3. Тяжелая история русского народа не дала сформироваться чувству уважения к себе у каждого конкретного индивидуума. А если нет уважения к себе, то не может быть и уважения к другому. Русскому человеку неведома априорная высокая оценка того, что он не понимает. Если русский человек чего-то не понимает, он это сразу осуждает и хочет уничтожить. Идея “я не понимаю, потому что слабо образован” отметается или просто не возникает.
Чтобы не впадать в настроения “истребили нацию”, абсолютно непродуктивные, надо признать вышеописанные три пункта и быстро начать наверстывать упущенное за ХХ век. От болезни “дамойребеноклучшенарисует
Сначала надо смотреть все, что попадается под руку: инстаграмы больших музеев, онлайн-галереи (почти все музеи мира выложили свои коллекции и будут выкладывать еще), офлайн-галереи (кроме больших музеев в городах, где проводите свой досуг, существуют десятки площадок с временными экспозициями). Если много смотреть, в том числе, на то, что вам непонятно, произойдет волшебная вещь: вы начнете воспринимать искусство все более и более свободно. О ужас, ничего не означающие цветовые пятна начнут доставлять вам удовольствие.
И вот тут можно начинать читать и/или слушать лекции. Тогда информация ляжет на удобренную почву — вы уже различаете стили, хотя и не формулируете для себя их различия. Вы уже можете примерно понять не всегда четкую мысль искусствоведа (извините этих бедняг, они всю жизнь с искусством, у них профдеформация, они правда не понимают, что люди так не говорят). Вам понравится разбираться со всеми этими -измами. Поначалу это будет как игра.
Есть некий рубеж, за которым вы начнете чувствовать себя уверенно. Назовем его “твомбли” — по фамилии одного из самых сложных авторов в современном искусстве. Бытовало мнение, что понять картины американского экспрессиониста Сая Твомбли можно, только зная художника лично. Но великий уже семь лет как в царствии ином, а армия преодолевших рубеж “твомбли” все пополняется. Именно про его работы чаще всего говорят “дамойребенок”. И да, в первые пять заходов его полотна покажутся вам издевательством. Зато потом…
Потом вы полюбите Твомбли как родного, а все современное искусство вдруг, по волшебству, окажется близким и понятным.
Твомбли действует как таблетка, но начинать все-таки придется со старых мастеров. И как бы не было тяжко по пути, фразу про ребенка лучше не произносите. Она неприличная».
Я на фоне работы австрийского художника Отто Цитко.