Политические лидеры нашей (да и не только нашей) страны, с самыми серьезными лицами, без устали, подчеркивали и подчеркивают важность участия граждан в принятии решений. При этом, на фоне таких красивых слов, действиями своими власть всячески поощряет простейшую демократическую активность, фактически фетишизируя только одну из форм гражданской активности – выборы. По сути, вся наша нынешняя «демократия», это процесс легитимизации правителей.
Справедливости ради надо сделать ремарку, что с недавних пор в нашей стране появился и еще один вид «народной активности», всевозможные системы на подобии «активного гражданина», где активистам предлагают помогать выявлять и наказывать. Но это действо к демократическим институтам, на мой скромный взгляд, имеет мало отношения.
При этом, еще Жан-Жак Руссо подчеркивал, что идеальная политическая система устроена таким образом, чтобы способствовать ответственному индивидуальному и коллективному поведению путем совместного процесса принятия решений. По буквам СОВМЕСТНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Когда на западе, в 60-х годах прошлого века появилась концепция партисипаторной или, говоря русским языком, соучаствующей демократии, возникла надежда на возрождение традиционной демократической философии. Но… то ведь там, на загнивающем западе… А у нас отношение власти к народу как у родителей к очень маленьким детям (сознательно не беру более яркий образ, дабы в лучших «демократических» традициях не прилипнуть по новой статье за «оскорбление»), которым нельзя предоставить ни капли выбора, а то облопаются вкусняшками и сломают чего-нибудь.
За примерами далеко ходить не нужно. Закон о хостелах. Спросили у кого-нибудь? Нет, зачем, экспертам виднее. Или питерский губернотор, который вопрос введения туристического сбора в своем городе обсуждает не с жителями или, на худой конец, с участниками питерской туриндустрии, а с Владимиром Владимировичем. И у него спрашивает соизволения. Или совсем свежий пример – выступление башкирского вицепремьера Михаила Киреева, на идущем в эти дни в Уфе форуме по Строительству и ЖКХ, где он с горящими глазами, перед залом наполненным, по моим наблюдениям, несколькими сотнями муниципальных и республиканских чиновников, рассказывал про проекты обустройства общественных пространств и ремонты подъездов, венцом которых станет монтаж железных дверей. А людей то кто-нибудь спросил? Или опять всё по принципу мы тут придумали как вас облагодетельствовать и не гундите. А ведь это совсем не сложно спросить у жителей и вовлечь их в совместное, соучастное проектирование и Уфа, в том числе, это доказала. Но ведь что будет критерием оценки работы? Освоение бюджета и сроки. Про удовлетворенность жителей даже близко ничего. Даже вовлечение в их, чиновничьей формулировке привязано к деньгам – взять с жильцов софинансирование. При этом по сути отстранив от приятия решений.
А теперь почему я вынес в заголовок и вытащил из речи вицепрьмера железные двери. В 2016 году, в Казани, тогда еще вицепремьер федерального правительства г-н Шувалов, на форуме «Среда для жизни: новые подходы» предложил изменить подход к оформлению входных групп в жилые подъезды и уйти от «сейфового» подхода к нормальному европейскому с прозрачными дверьми. Эксперты это решение поддержали, и в ряде регионов страны были проведены эксперименты, признанные удачными, в ходе которых, по согласованию с жителями, объяснив им все плюсы и минусы, и вовлеча их в процесс совместного проектирования, были сделаны современные входные группы в стандартном жилье. Но это единичные случаи и в прогрессивных регионах. А у нас – бравурно продекларировали, что выделили аж 1,7 миллиарда на проект комфортных дворов, еще сколько-то там на ремонт подъездов, но спрашивать кого-то о чем-то и, уж тем более привлекать к проектированию, это уже too much.
Так что железные двери, это тот самый символ закрытости от людей, который, как и приснопамятные турникеты, характеризуют набор отчетных ключевых показателей, в которых, увы, нет места, заботе о реальном повышении комфорта жизни граждан. Жаль, что новая команда идет этим путем и жаль, что большинство это устраивает.