28-29 ноября в здании мэрии Москвы проходил Международный Конгресс работников образования и науки (КРОН), на который, для участия в работе Круглого стола, меня пригласила Ольга Артеменко — специалист и эксперт в вопросах изучения родных языков.
На Конгрессе КРОН-2015 было много известных личностей, и среди них академики Сергей Глазьев и Роберт Нигматуллин, экономист из Кэмбриджского университета Лаумулин Чокан, профессор Пекинского университета Ян Хэ, профессора и научные работники, преподаватели МГУ, СПБГУ, всех ведущих ВУЗов нашей страны и ее окрестностей.
ВУЗовских работников и научных сотрудников было более 2/3, остальные — простые педагоги образовательных учреждений, эксперты и общественные деятели.
Собралось там много неравнодушных людей, болеющих всей душой за наше ВУЗовское и школьное образование, людей, знающих, что надо делать, чтобы выйти из тупика, в который нас все больше загоняют реформы образования, что я даже как-то успокоилась: все у нас наладится. Тем более, за дело взялись мужики. Образованные мужики, которые знают, что надо делать, которые выработали четкую стратегию и тактику — это сила, я вам скажу. Конечно, и воительницы от образования могут многое, а на них, в общем-то, многое держится, но пока не вступит "тяжелая артиллерия" в виде рассвирипевших академиков, победы нам не видать. А академики-профессора там собрались очень свирепые, в хорошем смысле этого слова. Они поняли, что кроме них некому защитить науку и образование, и теперь, как я поняла, их не остановить.
Впечатлил советник Путина академик Сергей Глазьев.
В своей речи он говорил о росте хаоса, о том, что рынок потерял управляемость, что кухарки сейчас умнее властей, что рождается олигархия новой волны, рожденная махинациями с государственными инвестициями, что банки у нас не помогают выживать, как это должно быть, а паразитируют, убивая производителей.
Выход из кризиса он видит в направление приоритетов на развитие промышленности и ключевой роли научно-технического прогресса, в планировании развития производстава. Глазьев утверждает, что социалистическое государство — это интеллектуальное государство! Поэтому необходимо В РАЗЫ увеличить средства, вкладываемые в науку.
А еще он очень хорошо отозвался о каолиции БРИКС, считая, что за ней будущее
Хороший человек и удивительно простой и скромный- Сергей Глазьев.
Это я ему чего-то говорю, наверное, про русский язык 🙂
А 29 ноября были Круглые столы и наш — с Ольгой Ивановной Артеменко. Ольга Ивановна уже не один десяток лет занимается языковой проблемой, чему я очень рада, потому что дела наши двигаются во многом благодаря этому человеку. Она постоянно ездит по стране, встречается не только с чиновниками от образования, которые рассказывают, как хорошо обстоят дела с изучением нацязыков в русскоязычных школах различных республик, но постоянно норовит встретиться с родителями и школьниками, чтобы узнать всю правду. И она знает правду. Уже давно.
Вот здесь можно послушать речь Артеменко или почитать расшифровку. https://www.facebook.com/lina.sereg
Ну, кому лень, выделю главное:
Артеменко: "Советский Союз закончился, когда, действитеьлно, было внимательное отношение к языкам. Были прекрасные, на уровне Советского Союза, институты, где занимались профессионалы очень высокого уровня: Институт языкознания, прекрасный, который разваливается, Институт национальных школ, который разрабатывал прекрасные методики, который развалили. И так далее и т. п.
Произошел развал, и теперь это обидно, очень обидно, и я понимаю, что мы это не восстановим.
Значит, наша задача — думать о том, как снять негатив, который возник. Вот это наша задача. Понять, а в чем причина этого возникновения.
Я вижу одну причину, одну, — это обязательность изучения государственного республиканского языка. Обязательность изучения приводит к негативным явлениям.
Это факт.
Коми была спокойной республикой, пока не ввели обязательность изучения государственного языка коми.
Поэтому я все время говорю: наша задача — сохранить РОДНЫЕ языки.
…когда у людей путаница в статусах (родной, государственный), возникают конфликты, и наша задача — снять эти конфликты.и предложить такие модели, которые, с одной стороны, удовлетворяли интересы родителей и детей, интересы, а не "должен, обязан!", и сохраняли языки с другой стороны.
Статус государственного языка республики должен обеспечивать условия для сохранения этих языков в полиэтнической среде, но никак не в обязательной форме.
Мало того, еще и форма изучения может быть различна, не только урочная. И все это республики ОБЯЗАНЫ были продумать, обязаны по законодательству, по разграничению компетенций. Просто легче всего сказать: О-БЯ-ЗА-НЫ! Всё. И всех посадить.
И когда они всех посадили… Вот прекрасный опыт Татарстана, который посадил уже с 2005 года всех, и они же издают монографии по социолингвистике, где под грифом "кабинета министров" вы прочитаете монографии, где сказано, что все-таки татарский язык не функционирует, студенты не хотят пользоваться той литературой, которая написана на татарском языке. Средства вложены огромнейшие: учебники написали, программы разработали, некоторые предметы, даже в ВУЗах, перевели на татарский язык, эффект — МИ-НИ-МАЛЬ-НЫЙ."
По итогам нашего Круглого стала была принята Резолюция, в которой предлагается ввести поправки в законы об образовании, а также принять закон о статусе родных языков, включая русский (да-да, у русского языка официально нет статуса родного, из-за чего в Татарстане, например, русские дети не могут изучать предмет "Родной русский язык", причем, этот закон уже несколкьо лет лежит под сукном у законодателей, потому что законодатели из РТ категорически против этого закона! Уму непостижимо это!)
На наш Круглый стол я пригласила нашего известного блогера-балагура, а ныне студента Московского ВУЗа, будущего журналиста, Макса Кривенкова
Вот он, пойманный каким-то научным сотрудником для беседы после фуршета 🙂
А вот тут можно почитать мой доклад http://congress-cron.com/3cessiya/i