Про советское образование.
Вот не знаю, почему его так нахваливают?
Перед экзаменами все писали шпоры, без шпор вообще редко кто мог сдать, по крайней мере, в нашей школе.
Я помню, что писала на ногах у себя )) а мальчишки — в галстуки засовывали маленькие бумажки.
Потом, я считалась хорошей ученицей с начальной школы, и потом мне так по привычке и ставили только хорошие оценки по всем предметам, включая физику, химию и иностранный, хотя я там ни бум-бум не знала, спасалась рефератами и списываниями.
Однажды меня на химии вызвали в конце года к доске, т.к. учительница не могла определиться, что мне ставить за год — 4 или 5. И одновременно вызвала нашего вечного двоечника Павлуню. И задала нам какие-то химические примеры. Павлуня решил, а я нет. Это был кошмар! Я там чуть не свалилась в обморок от ужаса и стыда. Потом учительница задала самый простой пример. Но я и его не смогла решить, хотя мне Павлуня пытался подсказывать. Химичка потирала очки и с удивлением вглядывалась в меня… Это были незабываемые минуты ее прозрения относительно меня или еще что? )) Но мне все равно за год выставили 4 по химии! Потому что я была хорошей девочкой! А Павлуне выставили 3, потому что он был нехороший мальчик!
По русскому языку я не знали ни одного правила, кроме ЖИ-ШИ и ЧУ-ЩУ. я не понимала, что такое склонения, а падежные вопросы и ответы наводили на меня ужас. При этом я писала диктанты на "пятерки", а сочинения у меня все забирали, чтобы читать их для примера и назидания другим классам.
Я честно пыталась выучить экзаменационные билеты для 8 класса, но, т.к. ничего не понимала в этих правилах, а еще больше не понимала, как их вообще можно столько выучить и знать, ничего у меня не получилось. С ужасом ждала экзамена по русскому устному, ожидая, что повторится случай с Павлуней и химией.
Но мне достался билет №1! Как сейчас помню, первый его вопрос звучал так: "Какие бывают предложения по цели высказывания?" А первый билет был самый легкий, поэтому никто его не записывал даже. Я так обрадовалась, что растерялась и напрочь забыла, какие они бывают, эти предложения, по цели высказывания. И шепотом спросила об этом одноклассника с соседнего ряда. Он изумленно мне ответил: "Вопросительные, восклицательные и повествовательные! Тебе чо, ПЕРВЫЙ БИЛЕТ достался??!!" — Да! Я не могла поверить своему счастью! И получила по русскому "пятерку". Что было бы, если бы мне достался любой другой билет? — страшно представить. Я бы просто не сдала русский устный, от слова СОВСЕМ!
Ну, сочинение я хорошо написала, слава Богу. Алгебру более-менее знала, а вот геометрию тоже вообще не могла понять, и даже учить билеты не пыталась. Вообще не учила, просто ждала, как смерти, этот экзамен.
И вот настал день экзамена, и я проснулась в пять утра, и решила геометрию эту хотя бы раскрыть и что-нибудь почитать. Хотя бы один билет попробовать выучить — вдруг опять повезет? И начала я эту геометрию читать, и вдруг она мне стала понятной-понятной, как букварь! И я за три часа до начала экзамена просто взяла и выучила десять или пятнадцать билетов! Это оказалось легко! И один из выученных и понятых мне, слава Богу, достался!
В общем, из советской школы я вышла, не зная ни одного правила по русскому языку, не зная ни физики, ни химии, ни иностранного (научилась только читать), но в аттестате у меня стояли одни прекрасные оценки! И я такая не одна была ведь! Там, если везло с билетом, ты мог получить хорошую оценку в аттестат. И в институты так же многие поступали: везло с билетами — поступил! И ведь везло! Я помню, пришла на экзамен по литературе, а там оказалась история. Я прочитала первый попавшийся параграф, а он мне возьми и достанься! Я "пятерку" получила )) И таких чудесных случаев было море у каждого знакомого ))
А сейчас смотрю на своих детей, учусь с ними вместе smile emoticon
Я теперь поняла и про склонения, и про спряжения, и про падежи. И они это определить ведь могут! Не то, что я в советской школе. Кроме того, они как-то запоминают эти всякие правила, пишут тесты вполне себе на приличном уровне.. Вот если бы мне тогда дали тест или ЕГЭ забабашили — все сразу бы и выяснилось, что я ничего не знаю ))
Мой муж вообще был юным спортсменом, в школу редко ходил, но, говорит, математику и физику-химию сдавал на "пятерки" и "четверки", а по остальным предметам, хоть он их и не очень знал, все равно приличные оценки ставили, потому что — юный мастер спорта, гордость школы. Муж тоже не понимает, в чем писк советской школы, говорит, что все повально списывали на всех экзаменах. А сейчас попробуй на ЕГЭ спиши? Или это у нас в Уфе такие школы только были, в других городах хорошо обучали и проверяли знания? Или это я только в таких училась?
Ну, что было, действительно, отлично — это начальное образование, считаю: письмо-чтение-математика — ежедневно, включая субботу. Вот эта база давала многое, конечно. И лишних предметов не было практически (кроме каких-то политических, да и то в старших классах). По пять уроков было только в средних классах, а сейчас у нас со второго класса — по пять уроков, да русский сократили, а башкирский ввели, да еще и суббота рабочая! Ну, это только потому что мы в нацреспублике суверенной оказались, у нас целых три-четыре часа дополнительных появилось к изучению, у других, вроде бы, начальная школа на пятидневке.
Сейчас на "авось" и на везение в школе не проскочишь и хорошистом не будешь, хоть какой хорошей и красивой девочкой ни будь. Сейчас все-таки знания у детей есть.
Поэтому я не понимаю восторгов перед советским образованием и плевков в сторону образования современного. Может, просто лишние предметы убрать, а учителям зарплату хорошенько прибавить, чтобы мужчины пришли?
Просто раньше дети читали много. Большинство детей много читало — отсюда и ум, и эрудиция, и знания, и хорошие мысли, сочинения и диктанты. Если бы современные дети много читали — они бы сто очков вперед дали советскому образованию.
Такое мое личное мнение.
Фота не моя, просто понравилась )