"Президента Башкирии Рустэма Хамитова попросили помочь вернуть на родину известного советского художника, основоположника трансреализма Яна Крыжевского. Он сейчас фактически на правах бомжа находится в США, куда переехал 23 года назад. У 66-летнего уфимца проблемы со здоровьем, нет ни денег, ни документов.
Помощь нужна лишь юридическая
Дочь Яна Крыжевского Мария рассказала, что ей обидно читать на сайтах комментарии от людей, незнакомых с ситуацией. Она отметила, что от главы региона попросила вовсе не материальную помощь, а лишь юридическую. «С покупкой билетов, деньгами помогут друзья. Но в первую очередь необходимо восстановить документы отца, чтобы он смог вернуться домой. Мы уже обратились в консульство США, но самостоятельно сделать это сложно. Как были потеряны документы, отец не помнит, возможно, при переездах. Он, наверно, как любой человек творческий, рассеян», – рассказала Мария Крыжевская.
По словам дочери художника, ее отец в 1990-е годы в США уехал вовсе не за длинным рублем, а посмотреть мир. Гражданство за океаном Крыжевский не планировал получать, художник хотел вернуться в Россию. По словам близких, на связь Ян Крыжевский выходил не часто. Звонил раз в год, в День благодарения, когда переговоры были бесплатными.
«Как раз год назад мы говорили о его возвращении, но потом связь оборвалась. Вести о нем мне сообщали его друзья – Юрий Шевчук и некоторые уфимские художники. О бедственном положении и болезни отца я узнала от посторонних людей, которые его приютили после выписки из больницы», – добавила Мария Крыжевская.
Как сообщили в пресс-службе Рустэма Хамитова, глава региона сразу отреагировал на обращение Марии Крыжевской. Соответствующее письмо с просьбой посодействовать в возвращении уфимца домой уже направлено министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову.
Трансреальность Крыжевского
По словам знатоков искусства, Ян Крыжевский был успешен и востребован в Советском Союзе.
«Этот художник, безусловно, стал одним из основоположников зарождающегося модернизма в искусстве Башкортостана и России в целом. В 1976 году он был принят в члены Союза художников СССР. За произведение «Новый день», демонстрировавшееся в 1976 году в Москве, в Центральном выставочном зале, удостоился первой премии Всероссийской выставки молодых художников и первой премии Всесоюзной выставки молодых художников. Его работы создавались в жанре трансреализма, который он сформулировал для себя так: «трансреальность – состояние души, способной почувствовать динамику полета, и реализуемое художником в виде соединения различных пластических структур в единое целое». Разумеется, по духу они сильно отличались от произведений соцреализма и в этом опережали свое время, поэтому художник не всегда находил понимание у функционеров искусства. В связи с этим в 1977-м Ян Крыжевский переехал из Уфы в Вологду», – рассказала искусствовед Кристина Абрамичева.
В Вологде художник активно работал десять лет – был председателем молодежной секции Вологодского отделения Союза художников РСФСР, а также инициировал открытие клуба молодых художников России. Затем Крыжевский переехал в Ленинград. Этот период его творчества считается одним из самых продуктивных. Крыжевский в этот период организовал объединение художников «Черный ящик». В США ему поначалу тоже везло. В 1992 году работы художника оказались на крупнейшей выставке самого большого выставочного комплекса Нью-Йорка «Джакоб Джевитц центр». Картины выставлялись на аукционах «Кристи» и «Сотбис». «Сначала все было хорошо, он открыл маленькую галерею антиквариата, где занимался реставрацией картин. С большой радостью Ян мне рассказывал, что ему доводилось реставрировать работы Айвазовского и Репина», – рассказал друг Крыжевского художник Евгений Винокуров. Однако потом фортуна от него отвернулась. «Останься он здесь, наверно, был бы уже профессором от искусства. Его ценили, очень часто звали в Москву, он мог остаться и в Петербурге», – добавил Евгений Винокуров.
Сегодня произведения Яна Крыжевского выставляются во многих галереях, они есть и в собрании Государственной Третьяковской галереи".