А давайте я вам расскажу, почему история с брендом для башкирского транспорта это профанация…
Значит, предыстория: Госкомтранспорт Башкирии какое-то время назад показал в сети несколько вариантов будущего логотипа «Транспорт Башкортостана» и предложил нам повыбирать. Выбирать там особо было не из чего, над чем все поржали в пабликах и комментах, но все-таки один из вариантов они выбрали, и даже, как говорят, начали внедрять.
Вдруг несколько дней назад обнаружились торги на этот фирменный стиль. Все возбудились. Давайте, поясню, почему.
Торги, проходящие сегодня на работу, которая была сделана в прошлом, наводят на мысль про то, что они делаются, чтобы узаконить не совсем честный проект. Госком в прошлом с кем-то все сделал, а сегодня собирается заплатить подрядчику через торги, потому что другой возможности у них нет.
Стоимость 3 500 000 рублей за эту работу — это очень много. Это ценник топовых агентств, которые берут много денег за имя. Тот результат, который мы видим сейчас — это обычная, ничем не примечательная работа, которая стоит раз в 15 меньше. Ну а справедливая цена за такой проект — до 1 млн рублей. Для сравнения: туристический бренд Санкт-Петербурга, который вызвал много споров и тоже там явно не все явно в порядке, стоил, если не ошибаюсь, 7 000 000. Всего в два раза дороже бренда «Транспорт Башкортостана». Но там по-крайней мере есть на что смотреть. И это Питер, а не Уфа.
Не поленился, нашел торги (они доступны на госзакупках), скачал документацию, почитал. Офигел. Заказчик требует выполнить работу в течение 15 дней после заключения договора. Это бред. Такой проект команда из маркетолога, арт-директора, бренд-дизайнера и проектного менеджера будет делать пару месяцев а лучшем случае. Потому, что бренд это не логотип. Бренд это не картинка. Бренд это не шрифт!
Бренд — это кропотливая подготовка, исследование и погружение. Это понимание задач, сегментирование аудитории, поиск преимуществ и выгод, стратегия позиционирования. А потом уже визуальный образ: метафора, цвета, шрифты, носители и все остальное. И эту работу ни одно самое большое и опытное агентство в мире не станет делать за две недели. Потому что профанация.
Еще из условий контракта: заказчик требует 10 вариантов логотипа на выбор, а потом 10 вариантов фирменного стиля на этот логотип. Это тоже профанация. Так задачу может поставить только заказчик-профан, а примет такую задачу только подрядчик-профан. Можно сделать один, ну два, ну много-три варианта графической метафоры. Если после третьего раза заказчик не принимает работу, мы, например, возвращаемся к стартовой точке и проводим еще один бриф и уточняем условия задачи. Потому что это явный сигнал о том, что либо мы неправильно поняли задачу, либо заказчик токсичный и в голове у него «Поди туда, не знаю куда!». Тут надо расставлять точки над «И» и начинать с ноля, либо расставаться с проектом. Такое тоже иногда бывает. Ну и за 15 дней, конечно, чисто физически такой объем выполнить невозможно, если ты, конечно, не сделал работу абы как и не включил бешеный принтер.
В общем, зашквар. Не говоря уже о том, что визуальный брендинг, я полагаю, стоит где-то в самом конце списка вопросов, которые нужно решить, чтобы население республики было довольно оказываемыми ему услугами по перевозке пассажиров.
Например, 3.5 млн рублей это примерно 175 000 бесплатных поездок для, я не знаю, малоимущих.