В предыдущей части мы рассматривали связь безопасного и удобного для людей города с правильным делением на кварталы и уменьшенными радиусами поворотов на перекрёстках. А теперь разберём подробнее конфликтные точки на проспекте Октября, на нерегулируемых съездах с главной улицы на второстепенные улицы и проезды.
Что же в них не так, и что я могу конкретного предложить в них исправить? Условимся — я за нулевую терпимость к смертям на дороге и к тем факторам, что их провоцируют — неправильная организация движения, избыточная ширина полос, неправильные приоритеты на пересечениях и в проектировании улиц в целом. При разборе мы будем руководствоваться приоритетом пешеходов, велосипедистов, затем общественного странспорта и в последнюю очередь комфортом индивидуального транспорта — под комфортом я понимаю возможность входить на большой скорости в повороты и наличие многих и широких полос для движения.
Я уже упоминал об ужасных и бесчеловечных радиусах сворота с главной улицы в 15-20 метров — это факт, такие радиусы на всех главных улицах Уфы. Что предлагаю — радиусы максимум 7,5 метра, не более — чтобы человек за меньшее время мог миновать проезд, а машины физически были ограничены в наборе скорости на повороте и не могли бы влетать на нерегулируемый пешеходный переход, сбивая попутно всё что движется как шар разбивает кегли.
Наиболее частый результат столкновений на перекрёстке — под ударом всегда накопительная площадка перед пешеходным переходом.
На пересечениях велопешеходного тротуара с местными проездами от Горсовета до Аграрного университета возникают 16 основных конфликтных точек с наибольшим числом инцидентов — рассмотрим часть из них подробнее.
В каждом из случаев я предлагаю поэтапное решение проблем. Я руководствовался Urban Street Design Guide и нынешними реалиями и возможностями города. Вначале, и все согласились со мной на публичных слушаниях, нужно приподнять все проезды на уровень тротуара в местах пересечения — чтобы водители в машине чуствовали, когда они заезжают на чужую территорию и находятся не в приоритете, а обязаны уступать. Также первоочередной задачей является приведение в порядок всех радиусов поворота — это просто какая-то глобальная беда, на каждом перекрёстке и проезде.
Первая конфликтная точка находится рядом с остановочным пунктом «Горсовет» в сторону Центра. Здесь самый опасный, по моему личному мнению, участок, на котором постоянно водители не пропускают пешеходов — потому что четыре (!) полосы на местном проезде. И всегда есть возможность «проскочить» мимо пешехода или велосипедиста, даже если они уже начали переход. На первом этапе я предлагаю привести проезд к нормальному виду — ширину в 9 м, приподнять тротуар, ограничить поток машин дополнительными парковочными местами и уменьшенными радиусами поворота. В дальнейшем эти пешеходные пути — а их тут два параллельных — образуют идеальный бульвар, который пройдёт прямо до площади перед Горсоветом. Только представьте себе этот зелёный бульвар…
Вторая конфликтная точка, показанная на схеме выше, находится на пересечении Южного проезда и проспекта Октября между остановками Горсовет и Госцирк — фактически геометрический центр города. Здесь важно понять, что все перекрёстки такие — 8-ми полосная дорога, не проспект — ДОРОГА, которую перейти за один светофорный цикл может только сильный и здоровый. Без вариантов — островок безопасности требуется в обязательном порядке, как и заужение проезда, а в будущем — и заужение самого проспекта Октября до прежней ширины с развитием сетей сообщения (регулярный вместительный общественный транспорт вкупе с пересадочными узлами и велосипедной инфраструктурой)
Если кратко — я предлагаю вначале устроить островки безопасности даже не уменьшая радиусов поворота — это направит водителей в нужном направлении, а проезд станет организованнее. А потом возможно дальнейшее уменьшение радиусов и дополнительные островки безопасности между полосами общественного транспорта и другими. На схемах показаны траектории движения поворачивающего транспорта — чем больше возможный радиус поворота, тем больше соблазн проехать с большей скоростью, и, возможно, даже первее пешеходов. Мы здесь не на перегонки работаем — за безопасный переход.
На этой схеме изображён парковый проезд и его пересечение с вело-пешеходной дорожкой. Это третья конфликтная точка — здесь никогда не пропускают пешеходов заранее, потому что проезд прямой как стрела и идёт по парку — людей видно уже только на подъезде к проспекту Октября, и машины обычно даже не тормозят, если проспект свободен от машин — так быстрее «проскочить». Я предлагаю сначала приподнять проезд до уровня тротуара и устроить островок по центру проезда. Потом можно заузить радиусы поворота и уменьшить этот разделительный островок, одновременно расширив вело-пешеходную дорожку превратив её в очередной бульварчик или широкий парковый тротуар со скамейками, наподобие тротуаров в парке Горького в Москве.
Следующая конфликтная точка находится за остановкой Госцирк на проспекте Октября — именно здесь одна из двух точек на велопешеходной дорожке с наихудшей видимостью в обе стороны движения (в Центр-из Центра). Несуразный пристрой с туалетом позади некогда лаконичного остановочного павильона привёл нас к тому, что мы вынуждены каждый раз его огибать рискуя наехать на кого-нибудь. И здесь нет альтернативы иначе как возвратить остановку к исходному виду, по возможности сохранив торговлю ниже по движению. Радиусы на проезде, традиционно, заузить. И светофор для пешеходов можно убрать по причине малой интенсивности движения.
Мой самый нелюбимый участок — слепая зона перед спуском к двадцатиэтажкам-«кукурузинам» — своеобразным символом советской Уфы. Здесь 4 полосы, как и на проезде при Горсовете, только всё это ещё приправленно парковкой, которая вплотную подходит к пешеходному переходу так, что тебя не видно до последнего момента. Приходится сначала выглядывать из-за припаркованной газели, потом высовывая нос осторожно делать первый шаг на проезжую часть. Когда едешь снизу на велосипеде ты просто невидимка для машин на проезде. Я предлагаю убрать лишние полосы, сделать островок и в последствии отнести подальше парковки — чтобы избежать слепой зоны. И заузить радиусы поворота на проспект.
Итог: за 2018 год на дорогах России погибло 18 094 человека, это по 50 человек в день, из них 5104 при наезде на пешехода — 14 человек в день.
Представьте, если вы потеряли родного и пытаетесь восстановить справедливость — вас захлестнут чувства и горе, но всей правды вы не добъетесь, даже если виноватого определят. Попытаетесь изменить систему улиц в городе — столкнётесь со стеной непонимания. Нужно бороться до того, как что-то подобное может произойти, ради блага нынешних и будущих семей. Цифры поистине ужасают, сопоставимо с гибелью нескольких семей в день.
Нужно проанализировать все ДТП, провести комплексное исследование: чем именно, какими факторами провоцируются инциденты, проводить эксперимент на данном участке — изменять причину, а не последствия. А причина — небезопасные дороги, небезопасные перекрёстки, проектирование по накатанной колее, по транспортно-ориентированным нормам. Пора развернуться к человеку.
Я за безопасный город. Шаг за шагом.
Семён Кучеров, архитектор ООО АБ «Проспект»