(Типа жж в фб).
Много лет меня преследуют мысли о том, когда заведомо хорошие люди, то есть добрые граждане, начинают в массе и в сети вести себя агрессивно.
Согласен, возможно, я тоже ищу выход своей агрессии. Например, в писанине об агрессии. Типа хочу всех помирить, и чтобы все друг друга понимали, знали и дружили.(На самом деле нет: взаимодействуйте, пожалуйста, иначе копится)
«Наказывают» почему-то с особой яростью людей за мелкие прегрешения. Ну вот набрасываются за не ту букву, слово или жест. Тут я разобрался: важен не порядок, а напряжение, от которого хочется «легитимно» избавиться. То есть, желание совершить насилие за которое не будет грызть совесть, и, желательно, карательные органы.
Я заметил феномен городской агрессии (хамство, неуступчивость, готовность к отпору, провоцирование) в середине нулевых — и по юности списывал его на неумелую социальную инженерию колхозников, которые тогда были у власти.
Исходя из народнического видения родом из пушкинской школьной литературы, что «простые люди» всегда добры и правы, считал, что люди, земляки, уфимцы, «башкортостанцы» ведут себя жестоко из-за того, что на них сверху давит режим, обратной связи с властью бабаёв нет, вот и отравляется социальная ткань.
Потом начал соображать-вспоминать (истфак за плечами как-никак), что толпа всегда глупа и зла, глупее и злее ее участников.
Типа надо только время от времени надо устраивать людям сатурналии: ну там бои быков, оргии или казни на площадях, которые дошли до нас в виде концерта танцевального ансамбля «Метёлочка» при ДК Дорогостроителей и блеянья какого-нибудь расхристанного козла перед Русским драмом под залпы салюта.
Очищение огнём. Пляски. День цветов. Памплона по Проспекту Октября. Промискуитет. Выпустить пар. Пионерский костер. Сжигание учебников и школьной формы. Кулачные бои. Выгул внутреннего зверя в пьяном состоянии. В общем, у нас такого сейчас почти нет. Кроме футбола. Бухла. Парады колясок.
Потом появился феномен битв в пробках: мы все свидетели быкования мирных водителей, хватающихся за биту из-за мелкого эпизода. Я лично не раз это видел. В Башкирии это принимает форму «учителя дураков» (копирайтВладимир Кобзев — с днем рождения, Вова и респект очередной, ты большой умница под маской болелы, который прячется за смехом Вуди Вудпекера)
Какой-то герой асфальта, увидев слабого водителя (а лучше «бабу», которая как известно, обезьяна с гранатой), мнит себя судьей и тренером одновременно и начинает подрезать, моргать, факать, материть и бибикать в целях гаражной педагогики. Если происходит инцидент, который не стал ДТП, то драки не бывает, как правило: «учитель» не бьёт «ученика» битой, ситуация напряжения получила долгожданную разрядку в виде бумкца. Там другая история — резкий выход из водительского транса. Очень быстро вспыхивающий конфликт.
Я уже приходил как-то к выводу о том, что на прямую, неспровоцированную, ассертивную агрессию с непредсказуемым результатом мало кто из уфимцев способен. Для этого нужен зашкал тестостерона, которого здесь жидковато. Ну он есть, но не шипучка шампанского, а желтое прогорклое масло чишминского завода. Такое липкое. Перестоявшее. Скованное умом и страхом, рациональный. Разьедающий липкий. Как говорили в КВН «Отравленный кумыс — оружие степного пролетариата».
Он, этот местный тестостерон с адреналином, обычно проявляется в виде выпученных от сдерживаемого гнева глаз при подача жалобы на обидчика зурначальнику: а вот он украл в 2011 году квадратный километр, а госреестр не уведомил в течение трех суток!
У меня от таких людей, вернее от людей в таком состоянии, которое назвал бы «выпученный терпила» болит башка, причем с той стороны, где стоит относительно меня человек с нереализованной агрессией. Отложенным ударом. Самому тоже приходилось бывать в таком состоянии. Иногда. Потому понимаю, что это не псих, любого время от времени накрывает в нашем несправедливом мире. Когда могу, я стараюсь разрядить заминированного человека. Не всегда это получается. Часто несу потери. Когда работаешь на государство, а имеешь открытый интерфейс, к тебе в редакцию идут пачками. (Сейчас меньше и от этого стало легче жить).
Видимо, это от того, что суд, органы юстиции, правоохранители не дают людям удовлетворения. А храмы не дают утешения. Не выпускают спертый воздух боли. Вот и ходят напряженные люди с померкшим светом в глазах, не принявшие чего-то.
Где же им найти отдушину? Разумеется, в интернете. Интернет юн, механизмы в нем быстры, но не отлажены. Информация распространяется быстро. Но я не об этом: пытаюсь поймать один ускользающий момент.
Почему бысто отравляются чатики, почему вскипает кровь с одного знака препинания, почему мы так уязвимы перед буквами?
Почему в переписке один человек, а в реале — другой?
По моей теории, мы к соцсетям повернуты все одной стороной личности.
Даже не стороной, а «широкой» стороной шарового сектора. Ну вот представьте себе, что наша личность это такая сфера, шар, арбуз.
И из него, этого арбуза продавец-южанин вырезает пирамидку или конус, чтобы показать, что он «спелиий и вкусни».
Своим ножом он быстро и беспрепятственно доходит до сердцевинки большой зеленой ягоды.
И вот мы соприкасаемся друг с другом, коммуницируем. Не кожей об кожу. Не словом об слово. Через буквы и электричество общаются напрямую друг с другом голые, незащищенные сердцевинки нашего психоэмоционально-интеллек
Человек, который умнее и эрудированнее меня, назвал причиной ущербности текстового общения «потерю экстралингвистической информации» и аозможности выхватить по клюву за дерзость. Но мне этого мало.
Пока всё: на этом мысль останавливается.