Цифровая медиакатастрофа и тревога

Автор социальных медиа — гражданский журналист, блогер — не заботится об аудитории, не хочет его развлекать, утешать, радовать, просвещать, смешить, успокаивать.

Вернее, иногда хочет это делать в моменте, когда ему нужно привлечь внимание к посту: как правило индивидуальный гражданский создатель медиаконтента (ИГСМК) ограничивается яркой картинкой, которая бьёт по базовым чувствам: безопасности, голода, половому инстинкту, и т.д.

ИГСМК, настроенный на самовыражение и стимулируемый социальными поглаживаниями, надеждой на монетизацию, не создает и не публикует комплексный органический контент, концентрируясь на ярких, эмоциональных, бьющих по базовым интересам сообщениях.

Если провести аналогию с кулинарией, можно сравнить с шеф-поваром, который намерен делать и подавать лишь пирожные и халапеньо взамен полного обеда, если с фитнес-«тренером», то он навязывает лишь энергичную работу с тяжелыми весами и удары, игнорируя разогрев, разминку, растяжку, упражнения на статичную нагрузку, душ и переодевание. У него нет ресурса на производство «малоценного», инфраструктурного, вспомогательного контента.

Задача ИГСМК — застать аудиторию врасплох, вызвать у неё сильные чувства, получить доступ к беззащитной части ее психики, вызвать сильное вовлечение, подчинить своей воле её интерес. Ему нужна возбужденная и управляемая аудитория, забывшая о своем времени, интересах и потребностях.

Деятельность ИГСМК или журналистов-любителей не предполагает рубрик, диверсификации контента, жанрового, тематического или иного инфраструктурного разнообразия, цельности замысла индивидуального медиа, взгляда на него с точки зрения потребителя.

В регулярных записях личных аккаунтов нет такого понятия, как
«Забота об аудитории».
Есть самовыражение, самоактуализация, следование доминирующим трендам («хайп») и надежда на случайное вирусное распространение («мем»).

Наивный, неквалифицированный медиаменеджмент гражданского журналиста приводит к быстрому выгоранию интереса аудитории, творческих способностей автора.

Но аудитория в целом этого не замечает, поскольку мышление её дискретно и мысль: «а что-то давно не читал Артемия Лебедева и Гузель Шарафутдинову» может не приходить годами, поскольку системы извлечения спонтанного контента из случайных авторов постоянно предлагают огромный выбор малоценного нового контента.

В индивидуальном медиапрофиле современного человека, который выбрал себе несколько «рубрик» (башдтп), авторов колонок («все мужики — сексисты») и нерегулярных репортёров («посмотрите, какая яма на моей улице»), не остается места для источника неожиданной, спонтанной информации, бигдата подгоняет ему то, что ему «нравится», на основе его высказанных предпочтений.

Таким образом медиапотребитель оказывается в плену, в клетке проекций своих криво считанных машиной желаний, причем не искренних, не глубинных, а простимулированных. В результате он получает свое отражение в кривом зеркале. То есть, если бигдата решила, что ты любишь джаз, то тебе очень скоро будет подсунуто столько джаза, что тебя будет тошнить от херби хенкока и диззи гиллеспи. Поскольку втайне ты любишь Александра Серова и Софию Ротару, но от системы ты это скрыл из страха и снобизма.

В результате взаимодействия случайно подобранных незаботливых авторов с невзыскательной аудиторией, формируется обоюдных сложных биохимических зависимостей — «подсадок» — нарциссическое самопредьявение в надежде на тотальное одобрение с одной стороны [дофамин, серотонин], суррогаты общения, боязнь пропустить что-то новое, гипертофированное обращение к моментальным реакциям организма и психики, таким, как гнев, ярость [кортизол], нетерпимость к несправедливости, увеселение «мемом» [серотонин] умиление котенком, «дослёзом» [окситоцин].

Это значительно сужает спектр испытываемых эмоций, делая их все острее.

Я полагаю, что постоянная контент-стимуляция частей головного мозга и нервной системы, отвечающих только за быстрые, поверхностные реакции, снижает ценность «в моменте» более глубокого осмысления реальности, рефлексии, прогнозирования и иной мозговой деятельности, не дающей моментальную стимуляцию организма теми или иными гормонами. Любой отложенный результат заставляет коммуникационного аддикта (зависимого от интернета) фрустрировать, испытывая почти физические мучения.

Это — результат цифровой катастрофы традиционных медиа и отказа от медиаэкологии, сосредоточенности на моментальном эффекте.

Механизм потребления контента предполагает, что аудиторная единица сама «настраивает» индивидуальный набор поставщиков информации, своеобразную мозаику, исходя из своего представления о мире и потребностях. Но эта картинка, список каналов никогда не бывает совершенным и пользование им остается формальным, социально желательным и назывным, поскольку у такого набора «закладок», ссылок на авторов, есть три существенных недостатка.

Он практически лишает потребителя контента спонтанности, возможности получить неожиданную информацию;
Он быстро надоедает.
Источники его нерегулярны, не обязательны в периодичности.

Индивидуальный информационный коридор (ИИК), который выстроил себе наивный потребитель, исходя из своего замысла, осознанных и неосознанных потребностей скорее всего не будет стремиться к адекватной картине мира, поскольку там не будет скучных, «многобуквенных» источников, а также того, что ещё не актуализировано.

И осознавая всё это на краю сознания ты становишься ещё более тревожным и инфозависимым, поскольку ресурса наращивать мозгу новые структуры мышления читая книги и смотря скучные фильмы, слушая скучную музыку и читая классические медиа у тебя нет…и выход один — забить тревогу в листании бесконечной ленты сменяющихся картинок.

Продолжение када-нибудь следует…

27 июля 2020 Общество СМИ
Источник: https://www.facebook.com/shamil.valeev/posts/102170202435678...

Еще новости