Как известно, президент Башкортостана Рустэм Хамитов в свое время запатентовал дирижабль.
Недаром он выпускник МГТУ имени Н. Э. Баумана по специальности «Двигатели летательных аппаратов».
Точнее, не совсем дирижабль, а помесь самолета с дирижаблем. Про него была статья в «Технике — молодежи» в феврале 2010 года. Аппарат называется ЛААС – летательный аппарат аварийно-спасательный (по патенту № 2 337 855 от 10.11.2008 г., в соавторстве с группой изобретателей).
Цитирую:
"ЛААС представляет собой комбинацию самолёта вертикального взлёта и посадки с дирижаблем в одном жёстком (пластиковом, металлическом) корпусе.
Большую часть объёма корпуса занимает десяток оболочек с несущим негорючим газом (гелием), подъёмная сила которых уравновешивает 95-99% сухой массы летательного аппарата (без экипажа, снаряжения и полезной нагрузки), то есть около 50% максимального взлётного веса."
"Другая часть взлётного веса уравновешивается при вертикальном взлёте, зависании и посадке — тягой двигателей. Перевод ЛААС в режим горизонтального полёта после взлёта и набора высоты осуществляется поворотом движителей из вертикального положения в горизонтальное, а перед посадкой — вновь в вертикальное."
Модель аппарата прошла испытания. Есть видео.
http://www.komitet-sovfed.ru/press/video/3
А не поможет ли этот аппарат решить транспортные проблемы Уфы и Башкирии?
ЛААС длиной 35-40 м будет иметь грузоподъемность 1,5-2 тонны (значит, вместимость будет около 20 человек), а по расходу топлива и себестоимости перевозки «сравним с микроавтобусом «Газель», как утверждается в статье.
Уфа задыхается от пробок в часы пик. Для самолето-дирижабля пробки не проблема. Но есть минусы:
— Большой размер, значит большая площадь для остановок. В центре города остановки не сделаешь – нет свободных мест.
— Большое время на посадку-высадку.
— Буран, сильный ветер, туман – зависимость от погодных условий.
— Абы кого за штурвал не посадишь. Квалифицированный летчик + необходимость наземного персонала = удорожание стоимости перевозки.
Есть смысл только в длинных беспосадочных маршрутах, вроде Черниковка – Центр, ИНОРС – Центр. В центре единственное место, где можно оборудовать посадочную площадку – пустырь перед Конгресс-холлом. Для большей безопасности можно проложить маршрут над реками Уфой и Белой.
ЛААС, кстати, может садиться на воду, летом можно это использовать:
«Остановка «Озеро Кашкадан». Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка – «Монумент Дружбы».
Более перспективны междугородние маршруты. Дальность полета составляет, по словам изобретателей, 300-400 км. Максимальную скорость обещают 300-500 км/ч.
Перспектива долететь, например, до Челябинска часа за полтора довольно заманчива.
Кстати, ЛААС может заинтересовать и предпринимателей. Доставить партию товара весом в две тонны из Уфы в Сибай за час, почему бы и нет.
А если доставлять туристов из Уфы на курорты – Яктыкуль, Янгантау? Полет может сам по себе стать весьма привлекательным компонентом туристического продукта.
А в Уфе, между прочим, делали аэростаты во время Великой Отечественной войны на заводе РТИ, ныне УЗЭМИК. Опыт есть.
Некоторые особо чуткие к конъюнктуре архитекторы уже начали делать рендеры с изображением дирижаблей над Уфой.
Кстати, что это за здание? Где планируется к постройке?