Что я знала о Рудольфе Нурееве до прошлой субботы? Стыдно признаться, но немного: что это наш соотечественник, знаменитый танцовщик, прославивший свою Родину на весь мир.
Что я знаю теперь: как правильно пишется его фамилия, как его зовут на самом деле, как он пришел в балет, каким сценическим гримом пользовался, какие реформы в искусстве танца провел, что осталось после его смерти. И, конечно, многое другое.
31 марта мы сходили в Театр оперы и балета на запланированную экскурсию, организованную sobolevskaya_sv и criticessa.
Когда мы еще только подходили к театру, по горящим глазам, жаждущим новых знаний, нас признала инициатор экскурсии искусствовед sobolevskaya_sv. Она сфотографировала нас на фоне барельефа Нуреева и подсказала, куда нужно идти. Затем, в ожидании запаздывающих, она развлекала нас рассказом о том, как и для кого собственно задумывался Народный дом.
В театр мы попали через служебный вход, разделись в гардеробе для сотрудников, поднялись на второй этаж и, наконец, оказались в выставочном зале, где расположен музей «Рудольф Нуреев». Экскурсию для нас провела директор музея Рамиля Латыпова.
От нее мы узнали, что будущий гений родился в поезде. В танцы маленького Рудика привела старшая сестра, и уже тогда педагог, бывшая танцовщица Мариинского театра, Анна Удальцова увидела в мальчике хорошие задатки.
К 20-ти годам Рудольф Нуреев добился значительных успехов: стал солистом Кировского театра (сейчас это Мариинский театр). Нуреев провел в балете, зачастую с боями, несколько реформ, от содержательных до чисто технических. Если я правильно поняла, до него роль танцовщика в спектаклях сводилась сугубо к поддержке партнершы. Он же вывел мужские роли на первый план. Кроме того, до Нуреева мужчины танцевали в широких шароварах. Это он впервые стал надевать облегающие лосины, в которых мы привыкли видеть современных танцоров балета. Также в музее выставлен сценический костюм Нуреева, в котором есть такая деталь, как косые вытачки, подчеркивающие талию. Тоже его изобретение.
В 1961 году Нуреев принял серьезное решение, изменившее всю его дальнейшую карьеру и жизнь: он не вернулся с парижских гастролей. Как сказала экскурсовод, это решение изменило жизнь не только Нуреева, но и его партнеров по балету, приехавших на родину. Им просто-напросто закрыли дорогу в искусстве.
В последние годы жизни Нуреев становится дирижером, но, конечно, не таким гениальным, как танцовщиком.
Фортепьяно Рудольфа Нуреева
Еще из примечательного.
Нашему Театру оперы и балета на самом деле НЕ присвоено имя Рудольфа Нуреева, как это написано в Википедии.
Правильно фамилия артиста пишется НуреЕв. Через И стали писать за границей на английский манер.
Фамилию Нуреев решил дать своим детям отец. Настоящая фамилия семьи — Фазлыевы.
У Нуреева осталась сестра, сейчас ей около 80, она безбедно живет в его доме в Монте-Карло на деньги, отсуженные у нарушителей авторских прав.
Экспонаты в музее защищены авторскими правами, снимать их экскурсовод не рекомендовала.
Но мы рискнули.
Коллекция сценического грима. Экскурсовод сказала, что артисты любили "Максфактор" за хорошее качество.
Здесь была балетная студия. Буквально под плазмой находился станок, где тренировался Нуреев.
Шикарные жалюзи.
Зал музея.
Вид из окна музея.
После экскурсанты возложили цветы к барельефу Нуреева.
А мы прогулялись до Гостиного двора
Памятник Загиру Исмагилову
Мегафоновские куницы
Благодарю организаторов экскурсии за возможность узнать и увидеть новое!
Жаль только, что в конце мы не успели задать экскурсоводу свои вопросы.