Для начала и для ясности скажу, что к Башавтотрансу вот вообще никакого негатива не имею, скажу больше, я всегда утверждал, что он должен играть решающую роль на рынке пассажирских перевозок республики, при этом не противопоставляя себя частным перевозчикам, а их организуя. Но, к сожалению, после того, как там потренировались наши реформаторы, я могу уже утверждать, что у него на сегодня есть все шансы стать первой жертвой транспортной реформы. Это при том, что из него пытаются сделать основание всего карточного домика и под него и точат основную часть местных НПА. Но как результат рухнет вообще вся система.
Итак, приступим потихоньку. Что мы имеем на сегодня? Из восторгов. Ну относительно красивую картинку из нескольких новых автобусов и собственно всё….. Из печального. В принципе, за красивым фасадом мы имеем руины, на поддержание видимости работоспособности которых тратятся гигантские бюджетные деньги. Из основного и важного в нашем случае, это: полностью убитая кредитная история и практически отсутствующая материальная база для организации работы.
Что нас ждет завтра? Ох… писать даже об этом страшно. Пытаясь хоть как-то натянуть видимость исполнения 220 ФЗ на свои хотелки, планы, которые с ним рядом не стоят, наши «оптимизаторы» начали поход не просто на здравый смысл, но и на сам закон.
И о чем говорит нам этот закон, которым наши деятели по сути подтираются? Я попробую очень доступным языком для рядового обывателя. Ну первое, что он говорит, что есть регулируемые и нерегулируемые тарифы. Ну они как бы и раньше были, но смысл имели несколько иной, да и у нас в республике все тарифы по умолчанию были «регулируемыми», только вот не законом, а волевым решением руководства, что по сути этому самому закону противоречило, но на нерегулируемых тарифах стоимость перевозки устанавливали не перевозчики, как это подразумевает здравый смысл и собственно закон, эти тарифы устанавливались гневным окриком первого лица. Тут хочется отдельно отметить, что у государства есть масса рычагов, чтобы эту цену регулировать абсолютно законными методами, но при ручном управлении, берущего свои корни из «мочить в сортире», этим «сложным» путем никто не ходит.
То есть, для рядового потребителя и для системы в целом какой-либо ощутимой разницы в этих тарифах не то, что не ощущалось, их просто не было. Разницу ощущали только сами перевозчики, потому что по регулируемым перевозчик получал компенсации и дотации, а работающие на нерегулируемых тарифах перевозчики ему просто завидовали. Почему они во множественном числе завидовали ему в единственном? Все просто, на маршрутах с регулируемым тарифом работал только он — БАТ.
Так вот закон, который мы упоминали выше, с одной стороны стирает полностью разницу в плане возможности пользоваться дотациями между муниципальным и частным перевозчиком, а с другой вводит принципиальные моменты, связанные с их организацией. В частности, вводит необходимость не просто проводить конкурсы на маршруты по регулируемым тарифам, а проводить по ним закупки по 44 ФЗ. И тут-то все и сели в лужу.
Теперь тезисно, по порядку без детализации, чтобы не написать тут целую поэму.
Наши оптимизаторы делают акцент на регулируемых маршрутах. О чем и свидетельствует новый документ планирования перевозок.
Регулируемый тариф по 220 ФЗ это автоматом — госзакупка по 44 ФЗ (есть регионы РФ, где закон пытаются соблюдать и вырулить на возможность проведения конкурса по регулируемым, но пока все это безрезультатно, законодательство в этой сфере довольно детально описывает процесс).
А вот теперь внимательно……
Любая отправленная заявка на участие в конкурсе должна иметь подтверждение о серьезности намерений заявителя в участии, то есть о готовности соблюсти все правила конкурса, установленные Федеральным законом 44-ФЗ о госзакупках. Требуется она для того, чтобы участник вдруг не передумал выполнять взятые на себя обязательства согласно правилам проведения конкурса или аукциона.
Самым распространенным способом это подтвердить, является банковская гарантия! И вот тут-то собака и порылась. Она не может быть менее 5% от стоимости самого контракта и действовать она должна до истечения срока этого контракта.
Возвращаемся к сути 220 ФЗ и проведения торгов по регулируемым маршрутам. Предметом торга является сумма, которую будет выплачивать государство как заказчик работы перевозчика на маршруте. У этой суммы есть алгоритмы расчета, зафиксированные приказами Минтранса РФ, и они являются обязательными к исполнению.
Этих расчётов никто по республике не делал, более того, даже, как я понимаю, самих приказов не читали, поэтому и пытаются провести госзакупку за один рубль! Где ФАС, где кто, почему все молчат? Суть самой госзакупки — это торг, какой нафиг торг при начальной цене контракта в один рубль? Шаг 10 копеек, вы серьезно?
Но возвращаясь к сумме, сейчас ориентир аппетитов БАТа в районе 30 миллионов на автобус большого класса в год. И тут простая математика, карандашом на ресторанной салфетке. Один магистральный маршрут, к примеру, в 50 автобусов, на пять лет = 7 500 миллионов. 5% (минимально допустимая ставка гарантии) = 375 миллионов! Повторюсь, это необходимая по требованиям ФЗ банковская гарантия по одному маршруту по Уфе, исходя из сегодняшнего аппетита БАТа, при котором, впрочем, он сегодня тащит более миллиарда убытка в год!!!
Ух ты…. ни чЁ си, да?
Повторюсь, это по ОДНОМУ магистральному маршруту, исходя из сегодняшних аппетитов БАТа, при которых он генерирует фантастический убыток!!! Даже не буду сейчас считать сколько вообще планируется маршрутов по регулируемым тарифам по вышеупомянутому документу регулирования перевозок!
А теперь, предварительно уточнив, что взять эту гарантию у подконтрольной однодневки не получится, ибо есть четкий реестр банков, которые имеют право их выдавать, и этого даже не может сделать сам госкомтранс, если они думают, что так могут обмануть всех. Да, теперь давайте подумаем, какие шансы получить эту самую гарантию в этих самых банках есть у БАТа, который сейчас генерирует более чем миллиардный убыток, и нарушил предварительно кучу своих финансовых обязательств перед банками и лизинговыми компаниями?
Шанс — меньше НОЛЯ! На этом фоне, даже как-то не удобно упоминать о такой мелочи, как подписанный Путиным закон о том, что к 1 января 2025 года ВСЕ унитарные предприятия должны быть приватизированы, то есть, по факту, при контракте на 5 лет (как это подразумевает 220 ФЗ) участник конкурса просто не имеет шансов его исполнить!!!! Теперь вопрос знатокам, сколько банков завтра построится в очередь у дверей БАТа с желанием ему предоставить гарантию?
То есть, законных способов провести эти торги с участием БАТа просто нет!!!! То есть, на всех регулируемых маршрутах будут работать частники?
Хотя, уже частично имея представление о логике Мухаметьянова и его кривых попытках впихнуть невпихуемое в логике прямой как железный рельс, предвижу…. они попытаются провести госзакупку за один рубль и, как на примере Ишимбая, заключить с перевозчиком трехсторонний договор о компенсации по старой схеме. Парни, это напросто нарушение закона, это преступление. И если прокуратура еще с вас не стянула портки перед продолжительным половым актом, то это потому, что она еще не посмотрела в эту сторону! Именно для уничтожения всех этих кривых схем и был издан 220 ФЗ.
Тут еще стоит добавить, что это последний год, точнее лето, когда по 220 ФЗ должны быть проведены конкурсы. Как минимум, на сегодняшний день, ибо документ планирования, который может эти сроки немного попытаться раздвинуть, еще не принят, и это тоже является нарушением 220 ФЗ!! И к слову есть намерение его оспорить в суде, причин для этого вагон и много больших тележек. Хотя, законом больше, законом меньше, когда идет такая «грандиозная транспортная реформа» можно на законы и положить.
По факту, повторюсь, если жить по закону и по правилам, как того требует Радий Фаритович, то БАТ по факту сегодня уже не жилец на рынке и сбитый летчик, и можно долго обсуждать как Мухаметьянов добился таких грандиозных, не побоюсь этого слов, успехов. Или стоит таки уточнить, по каким правилам? «По моим» как, если не ошибаюсь выразился глава, или по правилам, прописанным в федеральных законах?