Ну вот собственно пришло время поговорить и о системах безналичных платежей на общественном транспорте и почему скрипят, но не едут лыжи по асфальту.
Во избежание кривотолков, сразу обозначу свою позицию по этому вопросу. Безналичная оплата проезда на транспорте — это часть цивилизации, очень полезный и важный механизм, но есть как говорится — но! Система безналичных платежей, это часть системы, которая её дополняет до целого. А у нас часто это независимый от системы механизм, который при этом еще на самой системе общественного транспорта пытается зарабатывать.
Для начала, давайте мух с котлетами разложим по разным тарелкам. Вот для организации безналичных платежей, вообще никаких особых систем не нужно, нужны терминалы, которые каждый перевозчик может самостоятельно получить, купить, взять в аренду и счет в банке, на который будут идти деньги. Идти напрямую, минуя всех операторов, помощников и других деятелей.
Оформить обязанность принятия безналичных платежей вообще не сложно в рамках местной нормативной базы. При этом стоит отметить отдельно, что по умолчанию, вопреки распространенному заблуждению, у перевозчика часто такой обязанности нет. Доказывая обратное мои, оппоненты часто начинают ссылаться на Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», только вот там не все так просто.
Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
1. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
«… обязан обеспечить…»? Звучит хорошо, только если прочитать дальше, то к примеру:
Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.
А теперь самый простой пример, частник, получивший самостоятельно лицензию и получивший карту маршрута подписав договор «Простого товарищества», та даже с автобусом БК не всегда по календарному году выходит пять миллионов, а на автобусах СК и МК вообще даже близко нет, даже если он всю свою выручку покажет официально. Можно рассмотреть и с точки зрения каждого автобуса в качестве отдельного торгового объекта, тем более что реального оборота подавляющего количества перевозчиков мало кто знает, а отчеты приняты и подшиты.
Именно поэтому, повторюсь, говорить, что у всех перевозчиков по умолчанию возникает обязанность принимать безналичную оплату это ошибка, но как я уже писал выше, все это легко настраивается с помощью местных нормативных актов, проблема только в том, что у нас настройщиков нет, да и задачи такой нет.
А какая задача есть? Ну основная это надуть зайца, и затолкав в задницу кактус показать, что транспортная реформа шагает в регионе семимильными шагами, а если на этом еще и самим заработать получится, то вообще все может сложиться «в ёлочку». Поэтому и начинают городить операторов безналичной оплаты, которые часто становятся посредниками между пассажиром и перевозчиком. Что бы наличие этого посредника хоть как-то наполнить смыслом, начинают изобретать транспортные карты, привязывать к ним систему, тем самым очищая поляну от конкурентов.
Как? Да проще некуда. Берем оператора «Рога и копыта», он выпускает свою транспортную карту, красиво её называет, красиво оформляет и презентует её плебсу и чиновникам как социальный проект, через который власть сможет регулировать социальную поддержку и в этот момент над «реформаторами» начинает светится нимб. При этом читать эту карту могут только терминалы оператора «Рога и копыта», остальным операторам он «код доступа» не дает, тем более, что часто операторы — это чисто коммерческий проект и заставить его сделать это по закону практический не реально.
Дальше все просто, новоиспеченную карту объявляют региональным проектом и обязывают её принимать всех перевозчиков, а оператор вставляет свой процент на все оплаты которые перевозчики уже вынуждены проводить через терминалы этого оператора. Ну круг сумма получается внушительная, с которой «Рога и копыта» по-честному разносят чемоданчики всем поспособствовавшим им в реализации этого проекта. А для красоты еще добавляют пару плюшек, типа скидок по транспортным картам, бесплатных пересадок, при этом делают это за счет перевозчиков, которых предварительно загнали в угол.
Скажу больше, я вот даже знаю пример региона, где хватило ума попытаться законодательно закрепить оператора в плоскости работающего общественного транспорта:
Теперь давайте попробуем копнуть поглубже. Попытка нагрузить транспортную карту социальной миссией противоречит самой сути «транспортных карт» как таковых и имеет задачи легитимизировать данную карту с одной стороны и монополизировать процесс контроля движения денежных средств внутри отрасли. Что такое по своей сути «транспортная карта»? Это механизм, через который перевозчик предоставляет определенные плюшки пассажирам, которые покупая или внося деньги на эту карту авансируют его работу.
В нашем же королевстве «кривых зеркал», авансируется оператор, при этом предоставляя эти плюшки в виде той же бесплатной пересадки и скидок на проезд за счет перевозчика и еще пытаясь с него за это получить определенный процент с его оборота. А что бы перевозчик «не жужжал недовольно» пассажиров заряжают мыслью, что он враг и хапуга, не хочет жить честно и за свой счет кормить армию дармоедов, хотя про армию умалчивают, в основном дуют в уши про то что он обязан. И пассажир идет и требует, скандалит и ругается, что бы эксплуататор предоставил ему возможность воспользоваться ему не существующим у данного пассажира, правом.
Единственный смысл, когда «транспортная карта» начинает выполнять свою прямую функцию, когда перевозчики работают по брутто-контрактам. Много у нас городов где эта система работает? Начали считать и пальцы на одной руке кончились?
Что касается перевозки льготных категорий пассажиров, то это отдельный и сложный разговор, но в данной ситуации это часто является ничем иным, кроме как прикрытием в попытках впихнуть невпихуемое и получить контроль над финансовыми потоками, объем которых в реальности никто не знает, но в эротических фантазиях чиновников это просто горы золота, которыми завалены подвалы в гаражах частников.
Резюмируя, могу только сказать, что для того, чтобы эти механизмы заработали они не должны быть механизмом извлечения прибыли разными не имеющими к перевозкам лицами, прибежавшими в отрасль на звон колокольчика транспортной реформы и услужливо предлагающими свои по сути некому не нужные услуги, за конский процент.