Итак, 5-го апреля мы участвовали в проекте Медиаполигон в качестве точки. Сначала за нами была закреплена выпускница нашего филфака Алена, которая звонила мне за несколько дней до того. Принадлежность к родному цеху как-то успокаивала. К сожалению, за несколько часов до события Алена сообщила, что она снимается с проекта и при деятельном участии a_zavorotnyaya к нам был выслан Роман Плотницкий, тоже местный. Вечер, тем временем, начался и проходил, надо сказать, удивительно душевно. Не всегда удается достичь такой слаженности во всем. Так что через некоторое время мы все забыли про то, что участвуем в эксперименте тотальной журналистики, а просто получали удовольствие. Все-таки мы по большей части работаем для публики, а не для отчетности.
Марсель Саитов:
"Башкиры не любят вставать — посмотри:
стоит Маяковский, сидит Гафури,
Шаляпин стоит, Исмагилов присел,
Юлаев — в седле, но сидит как и все,
Дзержинский стоит, полулег Акмулла.
Будильник звенит — предков зов: "Уфалла!".
Общение с Романом проходило оперативно и ненавязчиво — я надиктовывала ему точные имена участников, сведения о выставке и галерее. Он, подключившись к нашему вайфаю, оперативно сообщал в штаб. Выяснилось, что нет фотоаппарата и я предложила свой, но журналист предпочел снимать на свой айфон (то есть я думала, что это айфон, на самом деле оказался просто телефон). По непосредственной реакции Романа было очевидно, что действо ему нравится, в инстаграмме он даже написал, что буквально в восторге от происходящего.
Лично я люблю участвовать во всем новом, поэтому, когда услышала про полигон, тем более освещенный именем "Русского репортера", который мы регулярно читаем, решение было мгновенным. Съехавшиеся ребята показались мне довольно любознательными в понедельник, когда я читала лекцию в БГПУ. Потом я заезжала в штаб, чтобы приобрести книгу публицистики Дм. Соколова-Митрича "Непоследние времена", которая продавалась в рамках проекта дешевле, чем, скажем, на Озоне.
Первый звоночек зазвенел тем же вечером в пабе, куда мы переместились позднее, чтобы отметить вступление Олега Шишкина в ряды Союза художников РБ. Я между делом проглядывала репортажи на 24rusrep.ru, куда сливались посты полигонщиков. Куцуева — клуб "Рай" — снова Куцуева — скорая помощь — снова "Рай". Уныло. Наконец, появилась мутнофотка с крошечным текстом в размере твита и про нас. Через некоторое время еще две такие же. Не зная, как отнестись к этому мутному во всех смыслах контенту, я решила просто лечь спать, как и в любой непонятной ситуации. Отложив разбор полетов на завтра.
А на завтра началось! Блогеры, среди которых и профессиональные журналисты, единодушно высказали свое возмущение. Сначала missis_fix напророчила снятие ректора БГПУ:
"Прошедший журналистский семинар «Медиаполигон-24» от «Русского репортера» может стоить ректору башкирского педуниверситета должности. Организатором проекта выступил Альберт Мухамедьяров, которому удивительным образом удалось пробить для проведения лекций и мастер-классов москвичей аудитории БГПУ с личного разрешения Раиля Асадуллина".
Затем shamil и вовсе высказался нецензурно. Вечер перестал быть томным! Стало ясно, что нас ждут увлекательные выходные. И точно, до сих пор посты на эту тему занимают чуть не половину топа блогов. В ФБ тоже продолжаются дискуссии.
bremmaster в фейсбуке:
"Сколько стоит "Русский репортер"? Не особо дорого если для акции тотальной журналистики было выбрано 200 дефочек с айкью уровня плинтуса"
1. Уфа не такая. Хз, кто давал наводки репортерам, но если неуфимец прочитает "Уфу-24", то он увидит совсем не то, что вижу я, например. Представил, как в итоге увидят Уфу со стороны читатели — мне не понравилось.
2. Ожидал, что будет какой-то информационный прорыв. Что покажут, как надо, и как наши не умеют. Оказалось, что наши умеют. Журналисты Уфы, вы — лучшие 🙂
"Про проект сама на ленту писала много, ждала классных деталей, репортажиков, не получилось. Слишком большие ожидания. Предполагала, что РР поддасться влиянию местных оргов, но надеялась, что РР будет вести свою игру. "Сидит задница в администрации", "Альберт Мухамедьяров за безопасность", "Национальный вопрос", "Ходячие энциклопедии Уфы","Девушки и кий" (где обязательный глагол в заголовке???), "Прихожу — а они уже умерли" — и все это будет висеть на сайте "Русского репортера" под вкладкой "Уфа-24"? Спасибо, что приехали".
Но больше всего мне импонировал пост stonerized:
"Понятно, в общем-то, что от большинства журналистов давно уже не стоит ожидать, чтобы они включали голову во время сочинения своих текстов. Хотя в нашем, далеком от столиц регионе тек, кто все-таки ее включает, еще на удивление много, а некоторых так и вообще можно читать с удовольствием. Понятно также и то, что героями сюжетов уже давно могут быть первые встречные, а не только хлопкоробы и сталевары. Но раз так, то можно ведь это делать хотя бы талантливо, чтобы было весело и прикольно, чтобы замшелые провинциалы увидели, наконец, настоящий столичный трэш и угар, чтобы искры летели во все стороны. А на деле выходит, что даже наши выпускники школы блоггеров умеют делать заголовки получше. Ну и, удивляет, конечно настойчивое желание искать ответ на национальный вопрос в ночных клубах".
Я выложила ссылку на этот пост в группу проекта вконтакте и реакция была такой:
"Они такие забавные) Такое впечатление, будто автор и его друзья рассчитывали на то, что приедет отборная редакция РР в составе 200 человек и будет с восторгом и мастерством творить бессмертные репортажи, зарисовки и интервью. ну почему никто заранее не знакомится с проектом в других городах? Так вопросов у них было бы гораздо меньше".
"А знаете, даже не обидно) Ругают за опечатки — не знают, в каком ритме все делалось (уверена, еще откорректируют заметки на предмет орфографии и пунктуации). Задел национальный вопрос — ну, на вору и шапка горит, как говорится… У кого с этим проблем нет, того и не задело. Не ошибается тот, кто ничего не делает, вот что надо помнить. Мы сами — участники — были разных национальностей, из разных городов, но никаких конфликтов не было, наоборот! Если были разногласия в чем-то — решались тут же, с миром и смехом. Так и в республике, и в любой семье. Такова жизнь. В общем, ЗА-МЕ-ЧА-ТЕЛЬ-НЫЙ проект Уфа-24 ! Горжусь тем, что принимала участие!"
Получилось так, как и предсказывал stonerized:
"И наконец, понятно еще и то, что самим авторам проекта их же проект безумно нравится. Нравится до такой степени, что, как сказал некто Шпак, «когда мы уедем отсюда, этот город станет другим. Я думаю, мы просто стали каким-то куском свободы». Нечасто удается соприкоснуться с человеком, который реально считает себя светочем свободы, но по факту не видно, о какой конкретно свободе идет речь. Я бы, конечно, мог предложить свое личное мнение относительно того, куском чего стали тотальные журналисты, но лучше промолчу. Чтобы не уподобляться тотальным журналистам".
Участники и их кукловоды старшие товарищи тоже собой весьма довольны, например Разиф Абдуллин на обвинения вяло огрызается в фейсбуке:
"Между прочим, любой из вас всех мог бы сам принять участие в проекте и поехать на любую из 300 точек. А ребята действительно не очень опытные, но неравнодушные, равнодушные в это время дома на диванах сидели:) Так что, что увидели, то и написали…"
Упрек безосновательный, так как особенно разочарованными выглядят как раз те, кто пытался переломить ситуацию и, не пожалев своего времени, пытались поделиться своими знаниями и опытом с медиаполигонщиками, но тщетно:
nehludoff в ФБ:
"Если кратко, то такого повидла от одного из моих любимых изданий не ожидал никто! Десяток интересных заметок, четверть материалов — неуклюжая попытка дилетантов разобраться в национальном вопросе плюс потрясающие глубиной заметки про хозяина агентства-организатора типа "Альберт Мухамедьяров за безопасТность"))) девочке, которую организаторы прикрепили ко мне (не имеющей, кстати, ни дня репортерского опыта) я сказал, что искать разницу между национальностями могут фашисты и антропологи, не волонтеры уважаемого издания".
"Я сам участвовал, предложил несколько точек, осталась одна. Корр приезжий увидел что захотел, утратил интерес, свернул программу, ссылаясь на другие точки и улизнул. Написали, «с моих слов», что недавно умершая певица Измайлова пела романсы «и все такое», а Мустай Карим был добрый, и как Михалков для нас (не уточнив, Сергей или Никита, а может, Андрон). До могилы М.Карима резко стало скучно идти репортеру. Неловко мне сейчас перед родственниками покойной певицы, как объяснишь, что фразы выдернуты".
"Довелось поучаствовать в проекте и Вашему покорному слуге. Одной из точек организаторами был определен заброшенный поселок Новоалександровка, а я уже несколько лет вожу туда экскурсии. Девушка, которая вызвалась сделать репортаж про «уфимскую Припять», приехала из Владивостока. Красивая, умная и начитанная девушка, не боящаяся промокнуть до нитки ради хорошего репортажа.
И что же я увидел вечером на сайте проекта? «Собачница Земфира принесла котенка в приют». Как говорят сейчас в интернете: «лолшто ?!». Собачница Земфира и котенок ?! И это все, что удалось выжать из материала о женщине, которая сумела выбить гранд в миллион на спасение собак? О женщине, которая своими руками отремонтировала большое заброшенное здание?! Нет, я не виню в этом девушку из Владивостока. Уверен, она могла сделать все намного лучше, но таков был формат…"
Так что жалкие попытки выкрика: сам дурак! выглядят хорошей миной при плохой игре. Парадоксальный вывод какого-то фотографа — дурно слепленные репортажи отнюдь не вина медиаполигонщиков, а вина тех, кто приглашал их на свои точки. Ведь это они не смогли не только создать достойный инфоповод, но и интересно его подать, обозначив важность и нужность. Ага, разжевать и в рот положить.
Справедливости ради, были и редкие хвалебные. Сдержанное одобрение shajbakov:
"Получилось довольно здорово. 24 часа из жизни города. Видно, кто где чем занимается. Недовольство сотрудников Ботсада оттого, что они просто не поняли смысла этой акции, а думали, что будет все как обычно — когда приходят из "Вечерней Уфы", "Истоков" и т.д. и пишут километровый материал о Достижениях…"
Очередная рефлексия, вполне здравая, от chirurgia:
"Можно подозревать у присланных репортеров злонамеренность предустановленных рамок, непрофессионализм и пр. Но мне ближе другая точка зрения. Наш город и наш регион не осознаны прежде всего нами.
Наш взгляд на наш город напоминает взгляд шизофреника или снимок домашнего фотографа на мыльницу, на фоне ковра: предметы разрознены и не осмыслены, ракурс только подчеркивает бедность и уродство".
alesales склонна к еще большему мазохизму (ура, удался желтый заголовок!):
"Сколько там было иногородних? Мне показалось, что человек 20.
Кем были местные? Да кем угодно, журналистов среди них было процентов 20%, а хороших журналистов ещё меньше.
Кто подбирал точки? Наши местные.
Кто писал большинство материалов? Наши местные.
Кто сидел в редакторском штабе? В основном, местные редакторы.
Кто придумывал эти заголовки и пропускал корявые заметки? На 90% наши местные. </p>
Реализация этого проекта — лицо нашей башкирской журналистики. Это не Москва или москвичи виноваты. Это мы. Это наш позор и наш тухляк.
Так что, во всем виноват Эриманфский вепрь Альберт Мухамедьяров? Похоже, что так, делают выводы блогеры/журналисты:
nehludoff в фейсбуке: "Ну, реально профукали отличный проект. Я для сравнения почитал другие города проекта, где не было задачи пиарить организаторов и решать подковерные политвопросы, есть с чем сравнивать. Это здорово сказывается на качестве".
"Жалко — кинули их голой попой на ржавый гвоздь- подставили. Нельзя так с молодью. Грешно это.
Тот кто сделает правильные выводы — поумнеет. Поймёт, что из уст дядек не всё истина. Что народ не привлечешь тока заголовком (эта муля из университетской журналистики США 60-х годов) . Что текст должен быть хотя бы сложен логикой и ритмом, что за каждое слово автор в ответе. А нет — так нет".
На атрибутике проекта написано: Тотальная журналистика — одновременное освещение профессиональнымижурналистами всех сфер жизни города и региона. И тут же ниже: "К участию приглашаются: студенты вузов, школьники, журналисты, просто заинтересованные люди, способные видеть новости в повседневной жизни". Способные ли?
PS: Репортаж будет в передаче профессионального неравнодушного уфимского журналиста Радмилы Асаевой "К слову" на UTV.