Одной из основных проблем в реализации транспортной реформы является путаница в терминах и понятиях, которая в следствии деградации большей части управленцев в профессиональном плане и даже в нормативные акты начинает попадать, из уст этих чиновников.
«Маршрутки», видимо имеется в виду маршрутное такси, ну вообще это скорее сленговое название, в правовом поле на сегодняшний день такого понятия нет, от слова — совсем. История его возникновения своими корнями, будете смеяться уходит вообще в 1930-е года, когда по Москве курсировали 101-е ЗИСы в качестве маршрутных такси. После войны «маршрутки» начали осваивать междугородний рынок, по факту создав прообраз существующей системы перевозок Ларгусами. Правда тогда они были понятны для государства и полностью управляемы, даже несмотря на то, что часть их, пусть и самая малая, была кооперативной, то есть в сегодняшнем понимании — частной.
Тем не менее образ сегодняшних «маршруток» был сформирован намного позже уже в 80-е рижскими микроавтобусами РАФ. И да, это была именно маршрутка. Единственное, что было в ней «автобусного» это то, что она ходила по установленному маршруту, но делала это в отношении всего остального общественного транспорта намного быстрее. Останавливалась она по требованию, но проезд на ней стоил дороже и по тем деньгам дороже на прилично. В частности, в 80-х, когда проезд на автобусе стоил 5 копеек (эх были же цены) то проезд на «маршрутке» стоил 20 копеек.
Потом началась перестройка, когда нам разрешили вслух рассказать все анекдоты, которые до этого можно было только шепотом на кухне среди своих рассказывать. А потом мы на волне щенячьего восторга от опьяняющей свободы, со всего разбегу врюхались в эфемерные рыночные отношения мечтая, что там всех будут черной икрой угощать, а по сути оказались на базаре, где карманы могут обчистить несколько раз, пока вы один раз чихнули.
Как итог при отсутствии централизованного финансирования, управления да и по сути, чего греха таить — неповоротливости самих систем корни которых оставались еще в советской плановой экономике, и где в плане закладывался достаточный запас на «унести домой» и «потерять», сами системы государственного общественного транспорта начали хереть, и во многих городах просто сгинули, а где то и по сей день висят на шее местных властей как чемодан без ручки, который и бросить нельзя и тащить с точки зрения экономики очень сложно.
В результате «смешались в кучу кони, люди» и маршрутные такси постепенно и уверенно заняли нишу общественного транспорта полностью утратив ту логику, которая вкладывалась в это определение до. Относительную точку в этой истории государство поставило в 2015 году, решив в очередной раз переставить в борделе кровати и приняв 220-ФЗ, в результате чего с точки зрения закона перевозки автобусами и такси делились не по сути, а по условно категории. «Д» — это перевозка автобусами по регулярным маршрутам или заказным, а категория «В» — это такси и регулируется отдельным законом. Вот всё, никаких маршрутных такси и отдельного регулирования деятельности этого вида транспорта нет, а любая попытка оперировать этим определением вносит только сумятицу, тем более если это делать пытаются делать чиновники ответственные за работу общественного транспорта.
Хоть как-то под определение маршрутного такси можно отнести малый класс автобусов, работающий на маршрутах с нерегулируемым тарифом. Но малый класс может так же работать и на регулярных маршрутах с регулируемым тарифом, а большой класс может работать и на маршрутах с нерегулируемым, поэтому пытаясь впихнуть невпихуемое, мы только лишний раз запутываем ситуацию. Поэтому формулировку «маршрутка» из своего сознания пора вычеркивать, особенно чиновникам. Почему я об этом говорю и чем это мешает лично мне? Собственно, ну называют и называют. Проблема в том, что пока мы не разберемся с терминами и понятиями, не начнем их правильно употреблять, никакой реформы у нас просто не получится. Хотя бы просто потому, что если ими оперируют чиновники, тем более отвечающие за эту реформу, то это значит, что они сами не совсем понимают, что они реформируют.