Мемуары уфимского школьника: «Военрук Солдатов»

 Гвардии подполковник запаса Григорий Мартьянович Солдатов — без этого преподавателя, военрука СШ №49 трудно представить её в 70-80-е гг.

Как говорят кадровики, пользовался гв. п/п-к Г.М.Солдатов заслуженным авторитетом, как среди преподавательского, так и личного состава учеников.

Тогда сознание людей было насквозь милитаризировано, в школе начальная военная подготовка была полноценной, её основу составляло военно-патриотическое воспитание и подготовка допризывников к нелегким будням защитников родины.

 

Г.М.Солдатов, 1982 г. Фото Сергея Атанова.

Судя по всему, гв.п/п-к запаса Г.М.Солдатов работал политруком, служил, по собственным, очень фрагментарным рассказам, где-то на Дальнем Востоке. Несмотря на расхожее представление в войсках о политруках, как о профессиональных непрофессионалах, Г.М. глубоко знал военное дело и разъяснял азы ратной науки доходчиво и наглядно, в его авторитете, знаниях и выучке сомневаться ни у кого в голову не приходило. ( В отличие от вузовских преподавателей военной кафедры, которые, разочаровавшись в стране, в большинстве своём отрабатывали номер, зачастую создавая почву для анекдотов)

 

Он был подвижником военно-патриотического воспитания, в рамках своей компетенции и возможностей школьного военрука прививал любовь к стрелковому оружию, предоставлял возможность пообщаться вволю и с 7,62 мм автоматом Калашников образца 1947 года, а особо одаренных — записывал в стрелковый кружок, где можно было хорошо потренироваться в стрельбе из 5,6 мм нарезного оружия (винтовки ТОЗ-8 и ТОЗ-12). На его языке это называлось "жечь патроны", особенно, когда юный стрелок не достигал высоких результатов. Учёт боепитания был налажен им на высоком уровне, но кое-какие боеприпасы стырить удавалось.

Младшеклассникам, которые просились "пострелять в тире", он предлагал это сделать разве что "из личного оружия", и тем оставалось только гадать, что же за "личное оружие" имелось в виду, да ещё, у которого можно было "передёрнуть затвор".

Кроме курса огневой подготовки, он весьма грамотно и методически выверенно обучал военной топографии, единственное, что меня сильно расстраивало в школьном курсе НВП — изобилие предметов по Гражданской обороне. Страна явно усиленно готовилась отражению ядерной атаки, и чем больше мы узнавали о поражающих факторах различного ОМП (оружия массового поражения), тем очевиднее становилась безысходность ядерной зимы.

Теория "ядерной зимы", которая получила распространение в 80-е годы, предполагала климатическую катастрофу на всём Земном шаре после масштабного боевого применения ядерного оружия. И это делало, по мнению ведущих военных и экотеоретиков того времени, любую военную доктрину, основанную на ОМП бессмысленной. Но в каждом из нас сидел подсознательный страх, что в любой момент может разразиться ("…одна ошибка, случайный взлёт, и неизбежен удар!"(с) Ария, 1986 год) глобальная катастрофа.

Но благодаря урокам НВП мы получили в своё распоряжение настоящий дозиметр, со шкалой, контрольным источником слабого радиационного излучения, основанный на счётчике Гейгера. Я лично (вместе с Русланом и Римом) пробежался по всему Третьему микрорайону, проверил даже белорусско-молдавско-украинские консервы в 21 магазине на предмет "Чернобыльской заразы" и могу заявить, щелчки были раз в минуту-полторы, что соответствует нормальному фону ионизирующего излучения.

Знания по боевым отравляющим веществам мне лично пригодились в 2005 году при подготовке серии публикаций в "Российской газете" об объектах Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия в гг.Кизнере и Камбарке УР. Люизит, зоман, зарин — эту гадость произвести стоит рубль, а уничтожить — миллиарды рублей. Спасибо за науку, Григорий Мартьянович.

То, что руки до сих пор помнят раздолбанный 7.62 мм АК-47, перманентная разборка и сборка которого была своеобразной шаолиньской тренировкой, заложило во мне глубокую и крепкую любовь к стрелковому оружию.

После, на военке в БГУ, я как фанат, обдирая пальцы в кровь, перебирал косточки более современного и мощного оружия — 14.5 крупнокалиберного пулемета Владимирова, ПК, ПКТ, РПК, СВД, АГС-17 "Пламя", и др., но первое волнение от прямого контакта с красивым воронёным металлом, щекочущий ноздри сладковатый запах гари бездымных порохов, я впервые ощутил именно в тёмном подвале Мартьяныча.

Некоторые называли его довольно злобно Портьянычем, разумеется, речь идёт о моих ровесницах. Я этого отношения разделить никак не могу, просто он требовал как положено и от девочек, которые тогда пытались более четко обозначить свою половую принадлежность. Разумеется, элементы казарменного юмора присутствовали в его речи, и иногда, вслед за Г.М. мы начинали верить, что девушка, которая не умеет красиво ходить строем, никогда не выйдет замуж.

Тогда под руководством Г.М. мы в 11 классе прошли одно из самых важных событий мальчишеской школьной жизни — учебные стрельбы из АК-47(!), боеприпасами 7.62, а это не хвост собачий, а трёхлинейка. До сих пор помню свои ощущения от трах-бабахов с обеих сторон, и белое как полотно лицо Руслана Абдрахманова, который, повернувшись ко мне, произнес после первых очередей: "Да, нервная работёнка!". Через пять лет, когда я лежал на дне окопчика в Алкино, после метания РГН, было не так круто, хотя я бы с удовольствием повторил и то, и другое.

Мартьяныч за каую-то провинность гонял меня, оставив после уроков, по военной топографии, и я с тех пор научился более-менее читать карту, с условными обозначениями — где какой брод, где какой грунт, куда течёт река Безымянная, и какой склон круче у высоты Высокой. Этим знанием горжусь и дорожу, хотя с тех пор многое изменилось, но военные карты Башкирии выпуска 1987 года до сих пор самые лучшие и подробные (сходите сами на башмап.народ.ру).

Один раз я удостоился быть отобранным в сборную школы по стрелковому спорту, после того, как уложил на 25 метрах 4 пули в 10-ку с открытым прицелом, упражнение лёжа. Пятое попадание не смогли найти, поскольку вся 10-ка была разбита, потому Г.М. посчитал её за "молоко" для верности. Но потом, когда я не смог дать стабильный результат под 50, меня отсекли от соревнований, сказав непонятную тогда фразу: "Вы вышли в тираж". Было обидно, но не на Солдатова. Тем более, что в школе мало кто обращался к ученикам на "Вы".

Самое загадочное — это тактика одиночного бойца, которую преподавал нам на занятиях Солдатов. Нигде в учебниках военного дела того времени, я, будучи на военке в Университете, не видел такого способа передвижения по полю боя. На военке нам говорили, что надо идти по колее танка или БТР, двигаться колоннами, цепью, в общем, сейчас уже точно не помню. А Солдатов преподавал (и отрабатывал!) следующий алгоритм:

Движение парами. Первый номер — выбежал на 20-30метров вперед, упал, перекатился два раз от того места, куда упал, встал на колено или позиции "лежа", взял на мушку направление движения и угрожающие кустики. как только, первый взял наизготовку оружие. Второй номер — начал движение, обогнав Первого, плюхнулся на 15-20 метров впереди него, перекатился, занял позицию, после чего тоже самое повторяет Первый. И так попеременке, прикрывая друг друга — до рубежа, когда предполагаемую позицию супостата можно накрыть гранатами.

Что это за тактика, чья она, если кто знает (или в кино видел), расскажите, плс. Я ещё, я не уверен, обязательно ли входило в курсы НВП 11 класса формирование двух разведывательных или поисковых групп, которые должны были найти друг друга по азимуту и встретиться в условленном месте, чтобы сначала окопаться в индивидуальные ячейки, а потом нарезать друг из друга салат, под бабахи взрывпакетов и дым слезоточивой шашки.

Я, конечно, как юный фанат пендосских фильмов про подготовку войск СпН и прочих коммандосов был бы счастлив, если бы он еще при этом постреливал из пулемёта над нами, когда мы ползали по-пластунски, орал "Мне плевать, кто вы были в прошлой жизни — теперь, я Ваш Бог, Ваша мама и Ваша папа, и не забывайте, девочки, добавлять в начале и в конце "сэр"", но он демонстрировал при проведении учебных занятий отеческую любовь и крайнюю бережность к безусому личному составу.

Г.М.Солдатов — хотя вроде и не воевал на фронте, для меня (я думаю, со мной согласятся многие ) был образцом советского офицера, наставника и нормального мужика, который редко на нас сердился, относился с юмором к нашим проделкам и невнимательности к устройству ватно-марлевой повязки, призванной сберечь нас от ряда весьма существенных поражающих факторов ядерного взрыва.

В конце 10 класса он, вместе с учителем музыки В.М.Валтышевым (возможно, кстати, он был парторгом школы, а не Мартьяныч), заводил речь о рекомендации моей скромной и в общем-то пацифистской персоны в какое-то общевойсковое высшее командно-политическое военное училище. Но этому не суждено было сбыться.

И еще — именно на его примере я понял, что военная власть всегда должна быть ниже по статусу, чем гражданская, ведь, каждый год командующий парадом, выстроив нас на смотре строя и песни, докладывал очередной мурзилке: "Товарищ директор школы! Учащиеся таких-то классов для проведения смотра строя и песни построены. Докладывал гвардии подполковник запаса Солдатов!"

(с) Шамиль Валеев, Москва, 2008 год.

Впервые опубликовано в «официальной» ВК-группе СШ #49 Октябрьского района Уфы

27 августа 2013 Жизнь
Источник: http://shamil.livejournal.com/48510.html

Еще новости