Точнее, как сказано в материале, «испытывает кризис смыслов в новой социокультурной парадигме». К такому выводу пришли московские чиновники от образования и решили ввести неочевидные по актуальности аттестации для муз.педагогов.
Боюсь, волна может докатиться, если уже не докатилась, и до нас. И в этой связи хочу проговорить несколько вещей о роли классического музыкального образования в жизни обычного человека.
Ирония в том, что концентрированное содержание тех самых традиционных, российских ценностей, о которых так демонстративно печется наш режим, находится только в двух видах человеческой деятельности — классической литературе и музыкальном классическом наследии. Как комар в янтаре.
По степени мягкой силы мало что сравнится с художественным словом и звуком. Подлинное искусство требует не только длительного труда сознания, но и труда сердца.
Да, постигать музыку и обретать исполнительское мастерство долго, сложно и не всем под силу и дару. Нужны годы. Но то, что открывается перед человеком после того, как он осваивает не только технику, но и учится слышать музыкальный замысел… Это сложно описать, примерно как незрячему с рождения пытаться объяснить цвет неба. Но, все же, попробую.
Мы ведь все привыкли к тому, что живем в двух полноценных реальностях, онлайн и оффлайн? Никого же это не удивляет? Так вот ребенок-музыкант живет еще и в третьей. Полноцветной, самодостаточной и бесконечной. Но главное ее отличие — удивительная красота.
Музыкальная реальность — прекрасна. Она соткана из звуков-образов, которые как эхо отражают все лучшее, что есть в нас и что было до нас. Эхо души и жизненного опыта самых талантливых и достойных людей, которых рождало человечество. Сияние чистого разума, радости, любви, потерь, надежды, скорби, чести, достоинства, дружбы, трагедии пережитого ранее и еще только предстоящего. В музыку можно нырять, кататься на волнах, дышать и есть. Музыкой можно обнять и убаюкать, утешить и подбодрить. Музыкой можно лечиться, смеяться, плакать. Классическая музыка — нравственный геном.
Вот только чтобы научиться все это слышать и чувствовать недостаточно уметь хорошо петь в караоке и запомнить аккорды на гитаре. Никакая синтетика не заменит общение с живым инструментом. Синтезаторы не «поют» в твоих руках, не заходятся обертонами. Никакой самоучитель игры, скаченный в инете, не заменит педагога, который вместе с постановкой рук заставит пережить всем телом каждую мысль композитора.
Когда ты с детства каждый день растешь на примерах лучших помыслов людей и еще через интерпретацию на инструменте пропускаешь их через себя, стать жестоким и дурным человеком сложнее.
Когда ты с детства погружен в созерцание и осмысление выдающихся картин, текстов и звуков прошлого и настоящего, растешь на лучших примерах гуманизма, вырасти мудаком еще нужно умудриться, понимаете?
Музыкальные и художественные школы нужны не для того, чтобы вырастить гениев. Они нужны чтобы вырастить хороших людей.
Я училась музыке ровно 20 лет и она оказалась моим самым интересным и чарующим путешествием. Остается только надеяться, что наше умное и дальновидное государство не отнимет шанс у тысяч талантливых детей по всей стране его повторить.