… О мигрантах и визах, или почему при слове «патриотизм» раздалось хихиканье
По какому поводу уфимские СМИ говорят о русском движении Уфы? Чаще всего — по истрико-культурным поводам, связанным так или иначе с губернским прошлым нашего города и края (Шаляпин, Нестеров, Гладышев, памятники архитектуры), реже после очередных громких событий в Соборе русских Башкирии. Теперь вот местное телевидение заметило пикет за введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья. Хорошо это или плохо? То, что заметили, наверное, хорошо. Насколько хорош и полезен для русского движения повод, по которому его заметили — решайте сами.
Одна против троих
В минувшее воскресенье посмотрела, что сняли в прошлую среду в программе "Горизонт событий". Что ж, бывает хуже, но реже. Не программа, а парадокс на парадоксе, вот только парадоксы какие-то стёртые, приземленные, не впечатляющие.
Нас четверо. Не в вдаваясь в подробности, в обшей сложности в нас понамешано не менее семи кровей — сплошной интернационал. Три умных собеседника, не замеченных в особых симпатиях к русскому национализму в любых его проявлениях (в их симпатиях к национализму этносов, к которым они принадлежат нет ничего удивительного и предосудительного) и эмоциональная независимая журналистка, пишущая о русском вопросе.
Ведущий — Арсен Нуриджанов. Родился в Уфе, наш Башмед закончил, в Черниковке, в нашей лихой, одновременно в прекрасной и ужасной тринадцатой больнице врачом работал. Свою нацпринадлежность не выпячивает и не скрывает. Интеллектуал. На первый взгляд, несколько циничен. Для бывшего врача — простительно. При ином раскладе, я думаю, с ним можно было бы найти более приятные темы для разговора — от Сарьяна до Модильяни. Но — не судьба.
Рушан Галлямов. Пан профессор. Аккуратный, деловитый, расчетливый. Недурственно пишет, кстати, и актерскими задатками обладает. Умеренный татарский националист. Я знаю, что он может быть очень смелым,очень сильным, очень принципиальным и может не только словами, но и делом поддержать попавших в беду друзей. Я его искренне уважаю. Но сегодня мы защищаем разные позиции.
Валерий, или Валех, Аббасов. Первый раз его вижу. В отличии от остальных, родился не в Башкирии. Парадокс в том, что на этой передаче он более свободен, чем Галлямов и Нуриджанов. Он более открыт и искренен. Второй парадокс состоитв том, что мне с ним на этой передаче проще найти общий язык, чес с другими собеседниками.
Есть такая штука, как эмпатия, сопереживание. На простую историю про простого кишлачного плиточника, полуузбека-полутатарина или про простую русскую бабушку Валю, прожившую 15 лет в Средней Азии, он готов среагировать более эмоционально, более по-человечески, что ли.
Справедливости ради — Нуриджанов ничего не режиссировал, не подбивал меня говорить что-то нужное ему или, наоборот, не говорить что-то не нужное. На мой настойчивый вопрос "Что вы и ваша передача, собственно, от меня ждете?" он ответил кратко "Будьте самой собой".
Ну я и была. Говорила, что думала. Ни от одного слова отказываться не собираюсь. Вот только пояснить нужно, что под понятием "квалифицированные специалисты" в моем понимании подразумеваются не только врачи (хотя и врачи тоже), и не только люди с высшим образованием, но и калибровшики, наладчики станков и опытные станочники,толковые зоотехники и комбайнеры одним словом, квалифицированные специалисты.
То, что я пыталась донести.
Кому он нужен, митинг?
Митинг-пикет за визовый режим я не считаю самым необходимым на сегодняшний момент для русского движения. Представители определенной партии поставят галочку и отчитаются по "общероссийскому" вопросу, а для решения конкретных проблем русского населения в Башкирии этой партией ничего существенного не делается. Если делается — поправьте. Круглые столы, где отдельные — подчеркиваю, отдельные! — персоны раболепствуют перед титульными "терпилами по 282-ой" и раскидываются ярлыки русофобов на своих же, русских, не в счет.
Из недавних новостей ИА REGNUM
23 апреля мэр Уфы Ирек Ялалов сообщил, что готов одобрить инициативу молодежи — установить … памятник секретной радиовышке времен Великой Отечественной войны имени Коминтерна. Уфимцам предложено принять участие в электронном голосовании по вопросу установки памятника. В случае положительного мнения горожан, заявили в информационно-аналитическом управлении мэрии, в рамках празднования 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне будет объявлен конкурс на лучший эскиз памятника".
Я не против памятника в виде вышке. Но! В Кушнаренковском районе сейчас разрушается Топорнинский дворец — дом основателя села, капитана русской армии Топорнина, начавшего строительство усадьбы в 1790 году. Денег на Топронинский дворец нет. На стелу найдется. Для стелы в виде вышки нет никакой разницы, годом раньше или годом позже она появится. А для Топорнинского дворца, как и для Спасского храма, разница есть.
Пусть будет вышка имени Коминтерна, пусть, никто ж не спорит. Но ведь и Топронинский дворец, если тема коминтерна так уж нужна и важна, тоже отношение к коминтерну имеет — там разведшкола работала во время войны.
Мэрия охотно идет навстречу инициативам по созданию памятников неодушевленным предметам и абстрактным персонажам вроде дворников, но не даёт установить мемориальную табличку в честь Колчака. В Уфе нет памятников участнику Бородинского сражения генералу Евграфу Гладышеву, художнику Михаилу Нестерову, нет мемориальной доски археологу Петру Ищерикову, много чего нет.
На пикет за визы для мигрантов силы есть — на русский язык и памятники нет нет ни сил, ни воли, ни желания.
Визовый режим — рай для коррупционеров
А что касается виз, я говорила, говорю и говорить буду — пока коррупцию не победим, никакие визы не помогут.
Работяги безобидные , может быть, ездить перестанут — вместо них торговцев насваем прибавится и прочих гастролеров. Оно нам надо?
Вы будете смеяться, но со мной согласился Валерий Аббасов.
Нуриджанов привел себя в пример — он, дескать, своих работников-гастарбайтеров нанимал по всем правилам. Аббасов мог бы рассказать ему, как другие эти правила обходят, но время передачи было ограничено.
Мне никто этого не говорит, но я ощущаю, что участники пикета симпатий у собравшихся не вызывают. Я-то многих из митингующих знаю, нормальные ребята, не во всем правы, но ведь нормальные же… Проку от их нормальности пока не много, но вдруг ? Вдруг сделают что-то полезное и значимое? Ведь ездили же некоторые из них в Ахлыстино, фундамент разрушенного храма искать. Фундамент тогда не нашли, но что-то вроде нащупали. И сейчас они пока без основательного фундамента, в поисках пока…
Отдельные пункты их рассуждений я разделяю. И не только я. Вот что один приятель мне прислал:
— Ты была на митинге за визовый режим со Средней Азией. Я хотел высказать своё мнение о мигрантах-гастерах. ТАКОГО огромного количества их в России не нужно, достаточно раз в 10 меньше, чем сейчас. Тот, кто завозит в Россию миллионы кишлачных жителей из Средней Азии – это или государственный преступник, или имеет свой шкурный интерес с привоза малограмотных гастеров. Огромное их количество не понятно чем занимаются в России. Например, возле подземного перехода на перекрёстке Проспект — 50-лет СССР зачастую кучкуются. Всем предлагают (мне уже раза 3-4 предлагали) сотовые телефоны, думаю, ворованные или отобранные.
Приятель, взрослый мужик, жизнь знает не понаслышке. Он не против мигрантов в принципе, он за разумное их количество. Ну не в 10 раз их меньше, может быть, нужно. А вот в два-полтора — это точно.
Да простят меня друзья мигрантов, но без некоторых торговцев с рынка, цыган-попрошаек и вечно торчащих в придорожных кафе молодых людей Россия уж как-нибудь прожила бы.
Нужны ли нам приезжие специалисты
Я понимаю, что совсем без трудовых гостей не обойтись. Но нужно, чтобы к нам приезжали не только укладчики плиток, но и квалифицированные специалисты. Вот тут-то и началось… Мои слова вывернули наизнанку — прицепились к врачам-учителям, много, дескать их у нас, и не поедут они к нам на нищенскую зарплату… Да и я, чего уж там, сплоховала, на не сумела объяснить этим дядям, что речь-то не только о врачах, а о специалистах. калибровщиках и фрезеровщиках Кстати, один из приезжих специалистов с высшим образованием в это время рядом со мной сидел. И приезжие врачи в России таки есть.
Хорошие учителя оттуда, быть может, тоже нужны, а то наши местные то матерятся, то детей избивают. Помните, на уроке башкирского языка девочку подвижной частью школьной доски учительница по голове ударила? Да мало ли в школах случайных людей, подавшихся в учителя лишь потому, что их больше нигде не взяли? А в северном Казахстане и некоторых городках Киргизии такие классные учителя встречаются…
На той же "Всей Уфе" осветителем работает один приезжий парень — и работает, как мне показалась, хорошо.
Но Нуриджанов считает, что нам нужны только рабочие строительных специальностей.
Про возвращение русских и татар из республик бывшего СССР мы даже не говорим. А зря.
Вспоминается мне рассказ одной женщины, родившейся в Узбекистане.
— Мои родители татары, родились в Башкирии. Муж русский, бывший военный, в Афганистане служил Папа — участник Великой отечественной. Как мы из Узбекистана уезжали, с какими гадкими словами нас провожали наши же бывшие соседи, с которыми мы столько лет вместе в мире прожили — разговор особый. Денег от продажи трехкомнатной квартиры в центре Ташкента хватило только на оплату контейнера для наших вещей. Приехали на родину отца. С нами приехали семьи узбеков, дети по русски не разговаривают, жены в шароварах. Так вот, они российское гражданство быстрее нас получили и экзамен на знание русского успешнее нас сдали. Я-то ладно, хотя я по русски говорю лучше, чем по татарски, но мой муж, чистокровный русак — и тот более низкие баллы получил, чем эти в шароварах. Конечно, с нас же взять-то нечего, кроме медалей и орденов моих мужчин. .
О патриотизме
Еще я говорила про воспитание патриотизма. При слове патриотизм раздался смех. Привычное дело. Это слово в Башкирии у нас не слишком популярно. Да и не только в Башкирии
Нет, потом, конечно, смеющиеся могли бы объяснить, что смех относился совсем не к хорошему патриотизму, а к патриотизму каких-то бяк, и я в очередной раз чего-то недопоняла, и вообще говорили все без бумажек, и все к концу съемок устали, и все такое прочее.
Но факт — после моих слов про воспитание патриотизма, которые никто не хотел расслышать, раздался смех.
Объясню, что я имела в виду.
Где-то в Англии, а может, и в Германии, не суть важно, летом в маленьком городке туристы увидели, что горожане покупают овощи и фрукты не в палатке, где они дешевле, а в стационарном магазинчике, где они дороже.
— Почему же вы не покупаете овощи в палатке? Это же выгоднее? — вопрошали горожан туристы.
— Потому что если мы не будем покупать овощи в этом магазинчике, то лавочка разорится и закроется. Зимой этой палатки не будет, и нам негде будет лук с картошкой покупать — ответствовали горожане.- И вообще, испокон веков жители нашего города покупают овощи в этой лавке. И дети наши, если не уедут в мегаполис, тоже тут покупать будут. Традиция.
Вот это и есть патриотизм — любовь к своему городку, где родился и вырос. Вот это и есть солидарность. То, чего нам так не хватает
Все-таки жаль, что мне не дали этот пример привести…
Но еще больше жаль, что слово "патриотизм" захватано и заплевано.