(Меня, конечно, никто не спрашивал, но)))
Вы знаете, я тоже против травли людей. Против клеймения, навешивания ярлыков, пафосного возвышения себя за счёт унижения других. Но в эти дни трудно было не потерять рассудок, глядя на кадры разгрома лагеря защитников Куштау, глядя на пожилых бабушек, уговаривающих вооружённых до зубов молодых парней, глядя на экран телевизора, в котором, как в зеркале андерсеновского тролля всё доброе и хорошее искажалось донельзя…
Поэтому неудивительно, что люди дали волю эмоциям, начали оскорблять, клеймить и вешать ярлыки в ответ на ложь, и это хорошо — гораздо хуже было бы, если б люди промолчали, сделали вид, что не происходит ничего страшного, а бить и унижать людей, топтать их имущество — это норма.
Теперь, когда эмоции немного поутихли, я хочу поразмышлять о том, почему у Ростислава Мурзагулова ничего не получилось, и могло ли получиться в принципе. Это рассуждение не о человеке, а о том мировоззрении, которое он представляет, поэтому прошу не обижаться.
Начнем с того, что РРМ считает, что в российском обществе всегда правили и будут править элиты, и с этим московским лекалом он, видимо, приехал в Башкортостан. Ну, камон, Ростислав Рафкатович, даже слово элита здесь звучит смешно. Наша «элита» — это вчерашние колхозники, поступившие в вузы по блату, и расплачивающиеся за дипломы гусями и мёдом. Наша элита — это «односельчане», перенесённые из деревни в город ветром новых назначений. Наша элита потому так слушается начальства и так отчаянно цепляется за своё теплое место, что сама по себе не представляет особой ценности. По сути, наша элита — это мещане, зацикленные на получении простых материальных благ: квартиры, машины, путевки в Турцию. Когда вопрос заходит о ценностях, элита либо вторит указаниям сверху, либо засовывает язык в одно очень тёмное место в ожидании, когда буря утихнет и можно будет предстать на публике «с хорошим лицом». Разумеется, есть редкие исключения, но элитарность этих людей в том-то и заключается, что на сделку с совестью они не пойдут. Даже «ради детей».
Короче говоря, вы поставили не на ту лошадь. Надо было ставить на ту, что оседлали потомки Салавата, которые, как вы сами отлично сформулировали, отступать не умеют. Парадокс, но «низы» оказались гораздо сильнее заряжены нематериальными ценностями, чем «верхи». Кстати, о низах. Вы могли заметить, что в протесте участвовали, в основном, молодые люди, молодые парни и девушки. Это новое поколение, не травмированное комсомольским прошлым, отлично владеющее гаджетами, прошаренное в телеграме и подпольных коммуникациях. Их пытаются глушить, а они махом находят обходные пути, скачивают программы-антиблокировщики, дублируют каналы связи. А главное, они не боятся отстаивать свои права и выражать свои чувства. Цифровое будущее наступило неожиданно, не правда ли)
Вторая ошибка, о которой уже сказали, вмешательство РРМ в культурные процессы. Вмешательство тем более странное, что он не может отличить Пушкина от графоманской подделки, а стихи Бродского перекраивает как вздумается. Решил вот модернизировать отсталую, по мнению некоторых, башкирскую культуру, включив в повестку Элвина Грея, Моргенштерна и других «рэперов-матерщинников». Ну, камон, разве Моргенштерн или Грей нуждаются в поддержке? Посмотрите, у них подписчиков больше, чем у вас и вашего правительства вместе взятых. Это актуальное творчество, но не факт, очень даже не факт, что когда нибудь оно станет достоянием культуры. А модернизировать культуру насильно не нужно, она сама себя модернизирует, лишь бы государство не ставило препоны творческим личностям. А у нас это любят.
Ну и главная его ошибка: попытка установить тотальный контроль над СМИ. На совещании у главы выяснилось, что РРМ звонил и угрожал рекламодателям сайта «Проуфу». Ну, камон, давайте ещё рэкет вернём и видеоклубы по рублю. СМИ нужна свобода, иначе они множат ложь, в которой власть в конечном итоге и запуталась. Ведь они же реально поверили, что за протестами стоят прихвостни олигархов, ваххабиты и экстремисты. А по законам журналистики ради объективности стоит выслушать и другую сторону. Желательно, никаким боком не относящуюся к «элите».