Вообще конечно интересная ситуация, с одной стороны муниципальные предприятия постоянно рыдают на плече городских экономистов рассказывая про свою тяжелую жизнь и постоянно просят денег, с другой стороны частники держатся за этот бизнес так, что их даже ломом с места не сдвинуть, хотя тоже не забывают при случае пустить крокодилову слезу и норовят при возможности повысить цену. И возникает вопрос, если это так не выгодно, то почему за этот рынок так держатся частники, в то время, как муниципальные предприятия сыплются как перезревшие яблоки с дерева.
Вся проблема в конструкции построения этого рынка сегодня. Существующая подразумевает, что это бизнес. При этом, для частников это бизнес на пассажирах, а для муниципальных предприятий и аффилированных с ними лиц это «бизнес» на бюджете. И переводя сейчас на регулируемый тариф частника мы просто даем и им строить свой бизнес на бюджете. Плохо это или хорошо? Ну другого варианта то собственно и нет, вопрос только в точке соприкосновения бизнеса с бюджетом и контроле этой точки. На сегодня эта точка находится между заказчиком и исполнителем. И система не едет потому, что заказчик в роли которого выступают в частности муниципалитеты просто не располагают ни ресурсами для построения системы, ни компетенциями.
Ресурсов нет потому что занимается там этим несколько человек за такую зарплату, что хорошо хоть вообще на работу ходят и ждать от них что они совершат сейчас революцию учитывая на сколько системы запущенны, очень сложно. Компетенциями не располагают, потому что последние много лет система регулировалась сама в полукриминальном формате и в итоге она страхалась до мышей. Казалось бы, в чем проблема, есть нормальные организации профессионально этим занимающиеся, найми, и получи результат и дальше его воплощай в жизнь. Но, для того что бы получить вменяемый результат необходимо правильно поставить задачу и всё, тут можно заканчивать и расходится по домам, это сделать некому, по описанным выше причинам.
А при отсутствии правильно сформулированной задачи и учитывая специфику 44-ФЗ в котором основной приоритет сделан на стоимость в итоге мы и получаем чаще всего исполнителей, который максимум на что способны это краской на заборе слово из тех букв написать и при этом сделать четыре ошибки, а не создать концепцию развития муниципального транспорта. И если даже чудом в качестве исполнителя отбирают реальных специалистов, то нужно понимать, что не их задача решать, как в данном конкретном городе должен работать общественный транспорт, это решить должен заказчик, а исполнитель должен просчитать и смоделировать как впихнуть невпихуемое. Но ни один даже самый хороший профессионал не сможет построить рабочую модель из говна и палок без понимания что же в итоге заказчику в реальности нужно.
На данный момент государство сообщило что оно не проктолог, что бы ковыряться в этом геморрое и если я правильно понимаю, планирует отдать на откуп процесс бизнесу, в результате чего точка соприкосновения бизнеса условно сместится сильно в верх и должна напрямую соприкасаться уже с бюджетом оставляя реального заказчика этой перевозки в стороне от процесса оставляя де-факто за ним только функции зрителя который учитывая отсутствия у него даже базовых компетенции может только аплодировать бизнесу который ему будет рассказывать какую великолепную систему он построил и рыдать, когда он будет выставлять счета.
И это катастрофа, потому что тогда его вообще никто особо не сможет контролировать, а учитывая уровень игроков, которые сейчас засуетились на поле есть подозрение, что у них то всех перечисленных ресурсов для реализации этого проекта хватит, только вот работать система уже будет не на государство и не на пассажира, монополизировавшие рынок перевозок крупные игроки будут вертеть всех перечисленных на своей EBITDA. Вот для ясности, я не против бизнеса совсем, более того, я понимаю, что без него сегодня не выйдет каменный цветочек из Данилушки, как бы он не тужился. Я против системы, в которой все рычаги отдаются бизнесу и оставляя по сути только гипотетическую возможность его контроля со стороны государства в лице заказчика перевозки.
Завтра попробуем посчитать на пальцах экономику и выяснить, могут ли перевозки себя хотя бы окупать, почему несмотря на то, что в регионах часто стоимость проезда ниже реальной себестоимости, тем не менее частники чувствуют себя относительно комфортно и в том числе развеем несколько мифов о том, что это происходит исключительно по причине, что частники не платят налоги и для этого собственно разберем подробно наиболее популярные схемы, по которым они работают. А также мы подумаем, что может частников проще не воевать из последних сил, а как раз строить новую транспортную модель в том числе учитывая их наработанный опыт, который далеко не только в том, что многие из них мастерский уходят от налогов.