Не так давно мне один товарищ, к слову прекрасный врач, зная, что я занимаюсь общественным транспортом сказал, что, по его мнению, трамваи и троллейбусы — это вчерашний день, шуму от них и проблем много, а толку от них мало. Что бы не уходить в дебри технических моментов, я просто пригласил его в центр Уфы, на остановку Ц. Рынок, где можно увидеть одновременно и трамвай (когда они там еще ходили), и автобус и показал ему пальцем на проезжающий трамвай, который к слову гремел как тазик несущийся по бетонным ступенькам вниз.
Смотри — сказал я — вот этому трамваю больше тридцати лет, вот этим рельсам, по которым он ездит не меньше, а теперь покажи мне автобус, работающий на маршруте или автомобильную дорогу, которые прослужили столько же и если ты это сможешь сделать, то сегодня за ужин плачу я. В итоге, за ужин платил он и постоянно пытался мне при этом объяснить с точки зрения врача, почему так. Кушал я от души не стесняясь заказывать самые изысканные блюда и напитки и мысленно благодарил этот гремящий по раздолбанным рельсам трамвай. Собственно, это о пользе электротранспорта в разрезе сегодняшнего дня и это далеко не единственный его плюс.
Но тем не менее, точка зрения моего кормильца не уникальна, мы проводили опрос среди пассажиров и 76% сказали, что не видят смысла в электротранспорте, что лучше пусть пустят много новых и больших автобусов. Почему так то, а? Да все просто, в основной своей массе жители уездных городов в плане общественного транспорта ничего слаще морковки во рту не держали, по разным там Европам не ездят, нормального электротранспорта не видели, они измучены импотенцией чиновников по организации работы этого транспорта и старыми и убитыми пазиками и считают, что лучше синица в руках, чем журавль в небе.
А учитывая разницу в стоимости организации автобусного движения и нормального трамвая, получается, что журавль не просто в небе, он с космонавтами на орбите в шахматы играет и шансов его даже за хвост подержать не особо много. Ну собственно все так и есть. В регионах даже если завтра жены и любовницы начнут губернаторов выгонять спать на кухню отлучая от супружеского ложа до момента решения вопросов, они просто не в состоянии исходя из размеров региональных бюджетов этот вопрос решить, не говоря уже о бюджетах муниципальных.
Как итог получается, что для того, чтобы спустить этого журавля на землю, может помочь только федеральный бюджет. И центр даже как бы готов посодействовать в этом вопросе, но есть одна проблема. Бюджет это не погреб на даче Абрамовича, куда может спустить любой, кто в дом вхож и сколько нужно денег в подол себе насыпать. Там есть довольно сложные процедуры. Нет смысла сейчас обсуждать сами процедуры и их качество, но однозначно без них в существующих реалиях не обойтись. Поэтому и создаются разного рода программы и механизмы контроля за их исполнением. В противном случае у регионов велик соблазн вместо строительства школ и больниц на все деньги елок под окнами администрации насажать, а остальное по домам растащить, чтобы деньги, лежащие на улице под дождем, не промокли.
И тут то и порылась собака, как говорят кинологи. Что бы попасть в такую программу, и получить «золото» чиновникам нужно пройти все этапы Форта Бояр, а у них собственно и задачи то такой нет, сзади на толщине трусов от задницы собаки зубами не клацают, мотивируя их на подвиг. При том что разных программ сейчас вагон, многие из них конечно на бумаге и в проектах, но что бы первым оказаться у окошка кассы булками шевелить необходимо уже сегодня.
Сами программы мы разберем отдельно. А вот вопрос, как про мотивировать уездных «дворян» на активность остается открытым. С одной стороны, посмотрев на весь этот цирк с конями на примере реализации первых этапов транспортной реформы в том числе с использованием механизмов национальных проектов, когда основным критерием успеха считалось количество купленных автобусов, центр решил с этим праздником непослушания заканчивать и ВВП дал поручение:
«..утверждение и начало реализации не позднее 1 января 2022 года единой комплексной программы, направленной на модернизацию пассажирского транспорта общего пользования в субъектах Российской Федерации. Срок – 15 января 2022 г…»©
И тут то все и застыли в позе поиска домашних тапочек под диваном. С одной стороны, для чиновников это просто подарок, им не нужно ничего самим лепить из говна и палок, за них разработают программу и потом скажут куда и с какой скоростью нужно бежать, да еще возможно и денег дадут, на освоении которым можно «новые сапоги жене справить». С другой стороны, тогда появятся критерии оценки качества и как сейчас модно говорить — KPI, за которые придется отчитываться, а если еще и механизмы контроля введут, такие что их сочинения на вольную тему приниматься не будут, то можно тогда вообще приуныть.
С другой стороны, ну просохатят они эти показатели, как и многие другие и что? Да ни что, максимум разменяют какого-либо чиновника из середины списка, свалив на него всю вину, а то и сами итоговые показатели можно будет сдвигать бесконечно, что у нас очень любят. Простейший пример снижение смертности на дорогах, амбициозная и без всякого сомнения наиважнейшая задача, поняв, что показатели трещат по швам как бикини на жопе слона, просто взяли и передвинули дату их достижения на несколько лет и тертый чиновник четко понимает, главное, чтобы деньги были грамотно освоены и красивые презентации нарисованы, а там или ишак, или падишах, или оба от ковида сдохнут.
Если честно, то я не знаю на чем будет основана данная комплексная программа и насколько глубоко она будет вмешиваться в региональную действительность, или просто даст рамки, в которых местные арлекины будут плясать. Если просто рамки и стандарты, то ничего хорошего можно не ждать, они в той или иной степени и сейчас есть, какие-то заданы 220-ФЗ, какие-то иной нормативкой… и чё, и ни чё… в большинстве регионов местные транспортные системы даже в отдаленном приближении рядом с ними не стоят, ну давайте новые придумаем, их и читать мало кто кроме тех, кто написал и сотни другой неравнодушных граждан не будет.
А вот если подразумевается реальное проникновение в регионы и взаимодействие с ними, то уже сейчас нужно срочно строить институт такого взаимодействия и коммуникации и уже на основании обратной связи из регионов строить концепцию, что бы не родить очередной не рабочий и бесполезный документ. По мне и моим самым смелым фантазиям единственный реальный способ все это наладить, это институт федеральных транспортных полпредов, которые не просто будут отвечать за округа, или даже персонально отдельные регионы, а иметь реальные рычаги влияния в регионе. И однозначно этими людьми должны быть люди из центра, хотя бы просто потому что местных система сожрет при любой попытке выразить своё, отличающиеся от мнения партии мнение и самое главное это должны быть профессионалы.
Предвосхищая вопрос, а где их взять? Да ну нафиг, если мы не в состоянии найти в стране десяток, другой нормальных транспортников, то и огород городить не стоит начинать тогда… Что еще хотел добавить исключительно на основе своих ощущений в рамках происходящего. Закрутить гайки могут очень серьезно, для этого предпосылок вагон и маленькая тележка, тут и введение электронных путевых листов и много других заслуживающих внимания моментов. Будем, как говорится посмотреть, замахивались на рубль мы уже не раз, вот только набили пока меньше чем на копейку.