Ну раз так складывается, решил-таки подробнее про трамвай и его перспективы написать.
Ну начнем с плюсов, тем более что их не так много, правда плюсы серьезные если пялиться не себе под нос, а смотреть на перспективу. Ну к примеру, по экологичности равных трамваю нет, а этот аспект в условиях существующей экологической обстановки в крупных городах скидывать со счетов просто глупо, стоимость эксплуатации трамвая ниже, срок службы существенно дольше чем у автобуса. А скорость перемещения пассажиропотока и провозная способность трамвая выше, при правильной организации процесса, ну и что еще не маловажно, трамвай безопаснее для пассажиров им пользующихся.
Но все эти плюсы перечеркиваются одним жирным минусом — цена удовольствия. Она в разы выше чем те же автобусы, тем более если продолжать, говоря слово — автобус, в уме держать ПАЗики и даже ВЕКТОРа, которые отличаются по сути только формой. И даже не потому что сами вагоны дороже, а потому что «кролики, это не только ценный мех», но еще и контактная сеть, состоящая из рельсово-шпальной решетки, проводов, разворотных колец и непосредственно самих депо. Все это в реальности делает нормальный современный трамвай практический неподъемным не просто для муниципальных бюджетов, но часто и для регионального кошелька.
Многие города, в которых из электротранспорта уже выходит последний дух, конечно очень рассчитывают на государственную поддержку и анонсированные центром варианты государственно-частного партнерства в его развитии, или как минимум сохранении. Только вот проблема, ВЭБ которому государство по сути делегировало все права по распределению субсидий на общественный транспорт и создавший специально под эту историю проектный офис, к электротранспорту относится прохладно и пытается любой ценой от этой почетной обязанности избавиться. Причин у этого масса, в частности негласная зацикленность всей истории на газ. А успешных примеров ГЧП можно на одном пальце сосчитать, тем более с вложениями инвестора в инфраструктуру, это трамвай Чижик, который вот вообще по ряду причин не может быть показательным.
В принципе тут птица Феникс получила все шансы вместо возрождения из пепла, так и засохнуть кучкой пыли, но на арену вышли крупные игроки, прикупившие по случаю себе свечные заводики, на которых либо производятся, либо планируют производится трамвайные вагоны. Ребята эти серьезные и конечно первыми в их списке интересов стоят Москва, Санкт-Петербург, Казань, но дураков там нема, и они понимают, что именно потому что срок службы трамваев существенно выше тех же автобусов, то рынок, если его ограничить, очень быстро насытится и нужно иметь запасной аэродром.
Как итог, они начали лоббировать свои интересы с другой стороны и получили, пока обещание подумать, на выделение государственных денег на развитие инфраструктуры трамвая, тем самых рельсово-шпальных решеток, тяговых подстанции, проводов из дорожного фонда. Шансы на развитие этой истории конечно есть, уж больно влиятельные ребята решили трамваи производить, вопрос времени, у этих ребят оно не горит, они обозначили свои интересы к ряду городов и даже с некоторыми подписали рамочные соглашения и пока делают свой упор на обозначенные выше города пытаясь занять там свою долю рынка. Только вот у большинства самих городов с умирающими системами электротранспорта, этого времени нет, вот вообще нет.
Возвращаясь к Уфе, нужно понимать, что без реальных инвестиций в этот вид транспорта, мы сможем какое-то время поддерживать в нем жизнь, только вот очень недолго, а в преддверии юбилею в 2024 году, его могут, так ничего и не решив с ним, его просто убрать с улиц, что бы своим внешним видом он не распугивал «англицких послов», хотя даже до этого рубежа дожить у него шансов не так много. Как сделать так, чтобы каменный цветочек таки вышел?
Вариантов собственно не так много и боюсь, что и без того израненный бюджет даже регионального уровня такие расходы не потянет, но к примеру не совсем понимаю, почему мы вот сейчас громко заявляем о глобальной стройке в «Заречье» но как-то отпускаем вопрос обеспечения его общественным транспортом и не перекладываем эту проблему на тех же застройщиков, хотя бы частично, учитывая и то, что при наличии того же нормального скоростного трамвая в Дему, стоимость квадратного метра жилья будет выше, при этом существенно.
Не говорю, о том, что это решение всех проблем, но… Хотя зная, как работает строительная отрасль, ответ собственно я уже знаю, но в любом случае если начинать спасать электротранспорт, делать это нужно начинать сейчас, потому что завтра будет поздно и начинать нужно с определения источников финансирования хотя бы первых этапов, да и с этапами было бы не плохо разобраться.