Эта история произошла в начале ноября 1996 года. Тогда, за суетой повседневных дел, события, описанные мной, показались не столь важными и значимыми. Но теперь, вспоминая то, чему свидетелем и участником я был, в свете последних событий, многое видится иначе.
Итак, 7 ноября 1996 года. Прохладный вечер. Мы с водителем отправляемся в дальний рейс, в Москву. Настроение отличное, до осуществления мечты остались считанные дни. Оборудование для лаборатории доставлено, осталось привезти и смонтировать его. Полуторатонная « Газель» весело накручивает километры на свои колёса. В кабине тепло и уютно. Водитель уверенно держит руль. За разговором быстро миновали Самару, Тольятти, Жигулёвск. Осенью дни короткие, пока добрались до Сызрани, совсем стемнело. И здесь выяснилось, что ехать ночью мы не можем, так как нет зарядки на аккумулятор, и фары просто не освещают дорогу. Определить причину нет возможности, водитель слабо разбирается в электрике. Обменявшись краткими, но ёмкими фразами по вопросу подготовки автомашины к рейсу, всё же решили продолжить движение без света. Прижавшись ближе к правому краю дороги, не спеша, мы поехали дальше.
К ночи стало ещё холоднее, пошёл осенний дождь. В условиях, практически, нулевой видимости, с потухшими фарами, мы легко могли стать мишенью для мчащихся по трассе большегрузных машин. Чтобы избежать аварии, водитель решил съехать на обочину дороги и попытаться самостоятельно отыскать неисправность. Остановив машину, мы вышли из тёплой кабины под холодный дождь. Открыли капот и приступили к поиску поломки. Я освещал переносным фонариком моторный отсек, а водитель, методом «тыка», стал искать причину неисправности. Конечно, не просто найти, если не знаешь, где это находится, и, естественно, причину поломки мы не нашли, но вот и без того своё тяжёлое положение, усугубили. Поочерёдно отключая и включая провода, водитель нечаянно заглушил двигатель. Последствия этой оплошности наступили незамедлительно. На холодном ветру кабина машины моментально остыла и из уютного убежища превратилась в холодильник для скоропортящихся продуктов. Одежда наша, промокшая под дождём, только увеличивала наши шансы превратиться в эти самые продукты. Пока холод ещё не сковал мышцы я периодически выскакивал под холодный дождь в надежде остановить проезжающие машины. Тот, кто помнит лихие девяностые, знает, ночью на трассе лучше не останавливаться. К стоящей на обочине машине могли подойти отнюдь не для оказания помощи, а совсем наоборот. Да и те, кто проезжал мимо, не горели желанием вляпаться в неприятную историю, поэтому мои призывы «sos» были тщетными. Самостоятельно вытолкать полуторатонную машину с мокрой обочины на дорогу, завести двигатель при разряженном аккумуляторе, было невозможно. Оставалось ждать, когда мы окончательно замёрзнем. И вот, когда зубы начали отбивать чечётку, я вдруг отчётливо понял, насколько хрупок этот мир. Ещё сегодня днём я был весел, строил грандиозные планы на будущее, а уже ночью замерзаю на безлюдной трассе. От этих мыслей стало совсем грустно.
В зеркале заднего вида вновь появился свет фар приближающейся машины. Уже не надеясь на удачу, я вылез из «Газели» и попытался проголосовать. Наверное, мой вид был таким жалким и беззащитным, что убедил ребят, ехавших в машине, остановиться. Огромный грузовик с шипением свернул на обочину, и, взвизгнув тормозами, покорно замер. Из открывшейся кабины выглянул парень и с малоросским акцентом спросил: «Что, хлопцы, помощь нужна? ». « Да, да нужна», — радостно закричал я. «Помогите, пожалуйста, завести мотор, выдерните нас с обочины». Позабыв про холод, я бросился к своему водителю за тросом, но троса у нас не оказалось. Выругавшись по поводу нашей привычки полагаться на «авось», я отрезал ремень безопасности и отдал водителю, чтобы он использовал его вместо троса.
Машина нехотя, как бы упираясь натянутому буксиру, выкатилась на асфальт, ещё раз слегка дёрнулась и завелась. Тепло от печки стало заполнять кабину, согревая нас. « Да, всё-таки шоферское братство — не пустые слова»,- подумал я. Теперь и будущее не казалось таким печальным. Поблагодарив ребят, мы потихоньку поехали дальше. На окраине небольшого городка, что первым встретился нам на пути, мы решили остановиться, и, не глуша двигатель, выспаться, а с рассветом отыскать какой — нибудь гараж с электриком, чтобы устранить неисправность. От усталости, бессонной ночи и тепла печки, что так приятно согревала, мы моментально уснули.
Сколько раз, потом, я задавал себе вопросы: «Что происходит с людьми, в какой момент они превращаются в диких зверей? Почему одни, в лихие девяностые, ночью, на безлюдной дороге, в промозглый холод, не побоялись прийти на помощь и сохранили человеческий облик? А другие…