Среди проблем Уфы и республики недостроенная мечеть на проспекте Салавата Юлаева — не главная. Судя по тому, что общественность редко критикует власть за черепашьи темпы работ, так оно и есть. Особой религиозностью наши жители не отличаются, да и события последних лет дополнительной симпатии к официальным околорелигиозным организациям не прибавили.
При этом всякий уфимец, оказавшийся в Казани, фотографирует Кул-шариф или даже посещает ее с экскурсией. Гости Уфы почти 15 лет наблюдают стройплощадку и, если ничего не изменится, то же самое будут наблюдать во время 450-летия башкирской столицы. Глава региона Радий Хабиров перед Новым годом дал понять, что денег нет.
Еще до прихода на «Эхо» я интересовался этой темой. Еще бы — информация и слухи, что это Бабай то ли хочет увековечить своё имя, то ли сын Урал замаливает грехи — чего только не говорили.
Став журналистом, начал вникать глубже, и первое, что более менее внятно описывало ситуацию на 2018 год, это статьи Рамиля Рахматова о конфликте между участниками строительства на то время — Духовным управлением мусульман РБ, застройщиком ООО «Алтын Курай» и фондом «Урал», который к тому времени по понятным причинам сильно сократил свои резервы.
Описывать все хитросплетения смысла нет, хотя сказать, что я разобрался во всех нюансах, не могу. Так или иначе с первых дней публично стал призывать стороны к открытости, предлагая «Эхо» площадкой для дискуссии. За это время в Башкирии и Духовном управлении поменялась власть, фонд «Урал» из проекта вышел, а ООО «Алтын курай» погряз в судебных процессах из-за нерешённости вопросов, накопившихся еще при администрации Рустэма Хамитова.
Не сказать, что мы на «Эхе» об этом много писали, но были пара-тройка эфиров, где проблему обсуждали. С удовольствием и открытым забралом на эти эфиры всякий раз соглашался только директор «Алтын Курая» Ильдар Ишеев. Ни ДУМ, ни БФ «Урал» поначалу, или БФ «Иман» позже — на интервью не пришли ни разу. Хочешь или нет, но журналист по определению больше доверяет тому, кто с ним разговаривает. Уходящая от ответа сторона выглядит что-то скрывающей — тут уж ничего не поделаешь.
Так вот, основной массив информации и документов, что я видел — от «Алтын Курая». И складывается впечатление, что вся проблема или её существенная часть не в этих ребятах. И даже не в том, что нет денег. В первом приближении вижу отсутствие коммуникации и желания ее наладить. Хотя тот же Ишеев больше года заявляет, что готов публично всю ситуацию разложить по полочкам и предложить вариант выхода из тупика. Насколько я понял, его призывы в Белом доме не слышат или кем-то умышленно глушатся. При этом объяснений, почему нельзя выслушать одну из важных сторон проекта, не приводится.
Когда я обращаюсь за официальным комментарием в благотворительный фонд «Иман», в администрации главы Башкирии рекомендуют обратиться в ДУМ, который на контакт не идет. Всё понятно, формально религия отделена от государства, ДУМ — общественная религиозная организация. Но создание фонда «Иман» анонсировал лично Радий Хабиров, а руководитель его администрации Александр Сидякин, требуя с журналистов компенсации морального вреда, приводит реквизиты того же «Имана». Благотворительность — дело благородное, и мы, журналисты, всячески помогаем и призываем других помогать фонду, зная, что он финансирует строительство уфимского хосписа. Хотя понимаем, что в истории с мечетью раздельная роль государства и религии не очевидна.
В последнее время доходит информация, пусть и неподтвержденная, что где-то наверху за пределами Уфы придумали, как решить проблему с финансированием стройки, но сами «стесняются» заявить об этом. Что ж, раз все такие стеснительные, публично приглашаю к себе в эфир и тех, и этих. На мой взгляд, сейчас не то время, когда из-за обид, страха или предрассудков, можно отказываться от помощи со стороны. Кто даст денег — ДУМ РФ или какой-нибудь «олигарх», какая нам разница. У самих крупного бизнеса не осталось, бюджет в дефиците — не хватало выделять деньги на эту стройку.
Можно отдельно и долго рассуждать о целесообразности строительства религиозных объектов, о часах патриарха и репутации религиозных функционеров. Но по-моему, соборная мечеть на проспекте Салавата Юлаева — не только и не сколько про религию. Мы же говорим про туризм, в конце концов. Вон, по пешеходной улице Октябрьской революции будет куда дойти и вернуться обратно.