Сразу оговорюсь. Данный пост — не обида на критику Фролова. Фролов талантливый, мудрый и очень пунктуальный человек. Более того, как литератор, он талантливее меня в миллионы раз (а я, максимум, наверное, немного способен). Я всегда с радостью жду его одобрения, хотя и стараюсь не показывать этого. Правда, одобрений пока не дождался. Дождался только пьяного поцелуя в щеку на берегу Уфимки в прошлом что ли году?))
Я нарочно предоставил отрывок из романа, написанного нулевым стилем. Похвалы не ожидал. Но получил массу дельных советов. Правда, сократить отрывок пока не удалось. Он увеличился. Может быть еще сокращу.
И все же, что-то меня смутило… Я вдруг понял, что опять выставил себя не с лучшей стороны. Мой роман еще представляет собой "собранье пестрых глав" (увы, не в пушкинском смысле). Я всегда в первую очередь ценил, это всегда я чувствовал за собой, но под влиянием других не признавал, — сюжет. Даже персонажи для меня всегда были вторичны по отношению к интриге, к фабуле, вдруг поражающей воображение. Хорошо, когда ты стилист, всегда есть возможность спрятаться за формой. Когда же ты даешь голое действие, то ты весь на виду. И твои рояли в кустах увидит даже студентка биологического факультета.
Хорошо. Пусть произведения не существует вне формы. Но из всех романов Флобера сегодня читать можно только два. Один из которых последний и незавершенный.
Зная давнюю нелюбовь Фролова к "коммерческой" литературе, я вдруг подумал, а собственно что есть у данного талантливого прозаика кроме стиля, кроме "тропов"? И оказалось… все старая унылая школа. Вот взять "Ничью". Ее сюжет можно изложить в одной фразе. Бортмеханик встречался с Ней, а майор, коварно отослав, бортмеханика в санаторий, в итоге женился на Ней. Вот и все. Вся интрига. Ну да, конечно, там еще есть поение разгоряченных лошадей из ледяного ручья… а-а, это из Паустовского вообще, которого Веллер, который… Нет, если серьезно, есть там конечно дрожание (и ташкентских девчачих попок?). Все дрожат когда сексом занимаются в исключительных условиях или от… Кстати, абсолютно жизненная деталь. И проекция воображаемого разговора бортмеханика с Ней имеется))))
Но сюжета — кот наплакал. То есть он вроде бы есть, а вроде бы рассказывать не о чем. Попробуйте перессказать "Ничью"!
Впрочем, у кого из уфимских писателей он есть? На мой взгляд — у Салавата Вахитова, недаром его "Хороших людей" отметила молодежь. Что до "торчащих ниточек", то еще раз повторюсь, в сюжетной прозе они видны невооруженным глазом. Я сам обратил внимание на слишком уж нереальную смерть "собачника". Но, как выяснилось, в данном случае недостаток легко можно исправить, понизив степень демоничности отрицательного героя. Есть отличные сюжетные ходы у Юрия Горюхина. Например, в "полуштофе остывшего сакэ", хотя, конечно, большую нагрузку здесь несет неповторимая авторская ирония. Всеволод Глуховцев пишет достаточно динамичную фантастику. Пусть иногда она и раздута по объему и скандальна. Артур Кудашев (неожиданный стилист в "Дирректории" и "Землянке") умеет обрадовать развязкой, как правило, все же достачно незатейливой.
Благоразумно воздерживаюсь от далеко идущих выводом о том, "что такое хорошо, а что такое плохо". Но теперь я начинаю понимать, что есть писатели, которые умеют строить сюжет, а есть стилисты. Просто стилисты, как Фролов.