Последнее время все чаще слышу мнения, что ну его в одно место эти троллейбусы и алга догонять Европу закупая электробусы, типа вон как в Москве. Ну для того, чтобы было как в Москве, нужно сперва бюджет иметь, как в Москве. Но даже если смотреть не только с точки зрения бюджета, и допустить что республиканский бюджет выиграл джек-пот в Русское-лото, то есть ли в этом смысл?
Начнем с вопроса почему троллейбусы в свое время были настолько популярны? Более того, Москва так продолжала их развивать даже в лихие 90-е. Тут все просто, на тот момент в России не было отечественных автобусов большой вместимости, а троллейбусы гармошки не плохие делали уже тогда. И Москва тогда, например, вообще целый ряд автобусных маршрутов заменили на троллейбусные (тут фанаты электротранспорта нервно сглотнули слюну)
Но в конце 2000-х начало стремительно расти количество автотранспорта, при том в Москве это ощущалось особо остро. И как итог постепенно Москва пришла к мысли, что от троллейбусов придется отказаться, потому что даже когда у него просто слетали «рога» он собирал приличный затор буквально за несколько минут, при этом что бы поставить токоприемники на место, водителям троллейбусов приходилось рисковать жизнью изворачиваясь от пролетающих мимо авто.
Собственно, причина отказа от троллейбусов в Москве только эта, и искать тут черную кошку в темной комнате смысла нет, потому что её самой там нет. А вот смысла отказываться от троллейбусов в других городах с менее загруженным движением, лично я вообще не вижу. Почему Москва выбрала электробусы, вместо того, чтобы пустить обычные автобусы, которые по факту и заменили по многим маршрутам троллейбусы? Тут много причин, которые стоит разобрать отдельно, но одна из самых главных, это статус, который в Москве вообще диктует много правил.
Правда и с ними, не всё так просто, как кажется издалека. С 2016 года Москва начинает тестировать разные варианты электробусов. Основная зада была подобрать подходящий по климату тип батарей, все остальное скорее было вторично. В итоге по ряду причин отдали предпочтение литий-титанатным аккумуляторам, сохраняющие работоспособность до -30 °C, а также в отличии от литий-ионных имеющих существенно лучший показатель по количеству циклов заряда.
Но есть серьезная проблема, литий-титанатные аккумуляторы в России пока не выпускаются. Те, которые ставят сегодня везут из Китая, где они производятся подразделением одной из американских компаний, да и двигатели в них тоже импортные — ZF AVE13 производства Германии. Всё это делает электробусы сегодня скорее дорогой и статусной игрушкой, чем функциональной единицей транспортной системы.
Вторая проблема. В холодное время обогрев салона высаживает даже импортные аккумуляторы очень быстро, поэтому в Московских чудесатых автобусах, будете смеяться стоят обычные дизельные установки, которые обогревают салон зимой. Резюмирую, говорить о электробусах как о форме общественного транспорта, особенно на периферии (в самом хорошем смысле этого слова) пока смысла нет вообще, если еще учесть скромные их бюджеты.