Карта из книги Марии Гимбутас «Балты. Люди янтарного моря»[19]. На карте хорошо видно (выделено более тёмным), что территория проживания племён, отнесённых автором к предкам балтских народов, захватывает бассейн реки Белой. Фактически, эта территория простирается ещё дальше на восток в горные районы Урала, в Зауралье и Казахстан.
Статья опубликована в газете "Истоки":
http://www.istoki-rb.ru/detail.php?artic
и в Вестнике Академии наук РБ:
http://www.vestnikanrb.ru/
Владимир Агте
г. Уфа
О РАСПОЛОЖЕНИИ И НАЗВАНИИ ГОРОДА УФЫ
До сих пор нет общепринятой версии происхождения названия столицы Башкортостана – Уфы. Версий много: есть версии прочтения этого слова на основе тюркских языков, есть на основе финно-угорских, есть напоминающие анекдот версии народные. На наш взгляд, название города непосредственно связано с его расположением, имеет очень давнее происхождение – порядка трёх – трёх с половиной тысяч лет, и не может быть понято без рассмотрения вопроса о населении этих мест в ту далёкую эпоху.
Для начала необходимо рассмотреть взаимосвязь названия Уфы с её месторасположением.
Мог ли город, основанный где-нибудь в другом месте, скажем, на месте Бирска или Стерлитамака, быть названным Уфой? Нет, не мог! Любое поселение, основанное чуть в сторону от того места, где зародился наш город никогда бы не получило такого названия. Объяснение этому очень простое.
Издревле люди часто нарекали свои города и поселения, расположенные при слиянии двух рек (на стрелке) по названию меньшей реки. Так как большая река была обычно известна всем и представляла своеобразную ось координат, то впадающие в неё речушки определяли точную координату на этой оси, мало изменявшуюся во времени, поскольку названия водных объектов, в том числе рек, – гидронимы являются одними из самых стабильных элементов любого языка и часто переходят из одного языка в другой практически без изменений. Так что такая система координат стабильно работала на протяжении веков и тысячелетий. Отсюда появились Самара и Царицын при впадении рек Самары и Царицы в Волгу; Омск и Тобольск были основаны при впадении рек Оми и Тобола в Иртыш. Река Стерля дала своё название городу Стерлитамаку («устье Стерли» по-башкирски). За себя говорят такие названия, как Усть-Кут в Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты или Усть-Илимск – город в той же Иркутской области, но на реке Ангаре при впадении в неё (ныне в Усть-Илимское водохранилище на Ангаре) Илима. Можно найти ещё не один такой пример.
Таким образом, Уфа получила имя благодаря своему соседству с устьем реки Уфы, которая носит также башкирское имя Караидель, а окрестными жителями ласково называется Уфимкой. Даже родясь на берегах самой реки Уфы, город, скорее всего, получил бы другое название. Районный центр Караидель здесь не пример – это продукт деятельности администраторов советского периода, о чём сообщает официальный сайт администрации Караидельского района: «Караидельский район образован 20 февраля 1932 года Постановлением Президиума Башкирского Центрального Исполнительного комитета. С образованием района районный центр из волостного центра Байки был переведен к судоходной реке Уфа или по-башкирски – Караидель, что означает Черная река. До этого времени с. Караидель называлось Усть-Багазы по названию реки Багазка, которая впадает в Уфимку» [1].
Правда, возникает вопрос: утверждение, что Уфа возникла при впадении Уфимки в Белую не совсем логично, так как от места, где была построена русская крепость, до устья Уфимки довольно далеко. Вопрос справедливый, и первый ответ на него прост: русла Белой и Уфимки непрерывно меняются, причём весьма быстро. Вот, например, остров у железнодорожного моста в последние годы превращается в полуостров – соответственно русло Белой отходит от города, а когда-то обе реки текли прямо у подножия уфимских обрывов, собственно эти обрывы и сделав. Так, Уфимка, вероятно, текла там, где сейчас вдоль Пугачёвской слободы проходит дорога к новому мосту у Каменной переправы. У правого берега река подмывала гору, вызывая осыпи в своё русло, а левый берег (внешняя сторона крутой дуги) размывался под действием центробежной силы резко меняющего направление быстрого течения. Метр за метром русло удалялось от горы, на которой стоит Уфа, и, наконец, образовался большой полуостров в пойме рек Белой и Уфимки, носящий сейчас название Кузнецовского Затона. Когда-то же устье Уфимки располагалось, по-видимому, возле места, где впоследствии построили авторемонтный завод. Если допустить, что это было так, то всякие сомнения в том, где возникла Уфа, исчезают.
Но есть и второй ответ, не противоречащий первому, на поставленный вопрос: нынешняя Уфа получила своё название от одноимённого поселения, существовавшего ещё до основания русской крепости. И такая версия, которой придерживается в своей книге Р.Г.Буканова [2], находит своё подтверждение, о чём свидетельствует и название района на Усольской горе – Старая Уфа, хотя в 1574 году Иван Нагой заложил крепость там, где ныне расположен Монумент Дружбы, а первой улицей нового города стала улица Посадская, идущая вдоль правого берега речки Сутолоки у подножья холма, на котором стояла эта крепость.
Бытующая версия, что название Старая Уфа появилось весьма поздно: то ли в XVIII, то ли в XIX веке, так сказать, на бытовой почве, представляется неубедительной. Обычно, всё-таки, бывает так: народ называет старым то, что старше. Так что есть все основания предполагать, что к моменту появления «царёвых» людей Ивана Нагого на Усольской горе (возможно как раз над авторемонтным заводом) было какое-то поселение, и, возможно, оно звалось Уфой. Уместен пример: всем известен город Рязань, хотя эта совсем не та столица Рязанского княжества, которую сжёг хан Батый в 1237 году – та находилась в 50-ти километрах от нынешней, пришла в запустение, а теперь на месте древней Рязани есть лишь городище, активно исследуемое археологами и именуемое Старой Рязанью.
Кстати, версия о существовании на Усольской горе древнего поселения, давшего имя вновь основанному городу, представлена ещё в XVIII веке Петром Ивановичем Рычковым в его книге «Топография Оренбургской губернии». В этой книге, в одиннадцатой главе, носящей название «О городе Уфе и о всей Уфимской провинции», он пишет: «О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым нагайские ханы, исстари живучи в здешних местах, город свой именовали, ибо никакого резона не видно, чтоб городу, построенному над самой рекой Белою, коя величиною против Уфы вдвое больше, именоваться по реке Уфе, которая в реку Белую впадает с правой же стороны по течению её, версты с три выше города, где никакого городового строения нет. К тому ж над самой рекою Уфою от города верстах в пяти, на весьма высоком и прекрасном месте, поныне видно татарское городище, где, как сказывают, ногайские ханы живали. И так могло быть, что оное городище по реке Уфе, текущей подле него, прежде нынешнего города Уфы, Уфою именовано, а тому последуя и российского построения город Уфа ж названа. Башкирцы реку Уфу называют Уфа-Идель, что значит Уфа-река, а Белую – Ак-Идель, то есть белая река» [3]. И далее: «Знатный башкирский старшина Нагайской дороги Каратабынской волости Кедряс Муллакаев в изъяснение сего объявил, аки бы задолго до покорения российскому скипетру Казанского царства и Башкирцев на самом том месте, где ныне город Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине вёрст на десять» [4]. Далее Рычков приводит легенду о великом змее, приходившим в город и заражавшим всех своим ядом, от которого часть жителей города погибла, а остальные покинули город, после чего «оный ядовитый змей спрятался в находящуюся при реке Уфе гору и исчез, так что более уж никакого вреда от него не было» [5].
Рычков пишет, что башкиры называли реку Уфа-Идель, но редактор в примечании поправляет автора – эта река именуется по-башкирски Караидель [6]. Полагаем всё же, что прав Рычков, ибо он записал то, что слышал от местных жителей, а к разгадке двойственности названия реки Уфы мы ещё вернёмся. В предании же о змее, умерщвлявшим жителей Уфы своим ядом, можно предположить воспоминание об эпидемии (пандемии) чумы, начавшейся (или же замеченной) в 1346 году где-то к северу от Азовского и Чёрного морей, принесённой ногайцами(!) в Крым, а оттуда завезённой генуэзцами в страны Средиземноморья. В последующие годы она распространилась от Испании до Норвегии и от Англии до Руси и уничтожила одну треть населения Европы. Вероятно, задела эпидемия и земли современного Башкортостана, повлекла гибель многих людей, и заставила выживших покинуть заражённый город. После этой страшной катастрофы он смог восстановить своё величие и значение уже будучи в составе Русского государства.
Как бы то ни было, свидетельство Рычкова подтверждает предположение, что ещё до основания русской крепости существовал город с названием Уфа и располагался он на горе над устьем реки Уфы, давшей ему своё имя. Возможно, и Усть-Уфимское городище железного века одно из подтверждений этому, хотя своё название оно получило в новое время.
Почему же русская крепость была основана именно в этом месте, а не где-нибудь в районе Бирска или Охлебинино – в местах очень красивых и удобных, и почему крепость поставили не на Усольской горе, не на месте, где ныне памятник Салавату Юлаеву или не на месте, где ныне мусульманское кладбище? Ведь любое из этих мест в силу своей высоты даёт гораздо более широкий обзор, что гораздо лучше позволяет контролировать окрестности и своевременно заметить приближение врага. Но, крепость поставили фактически в низине. Почему? В месте расположения кроется и ответ, зачем, собственно, построили крепость.
Понятно, что, находясь в центре современной Башкирии, крепость не могла реально препятствовать набегам на башкир агрессивных соседей с юга – эта задача была решена лишь в XVIII – XIX веках с основанием Оренбурга и строительством пограничных линий из цепи укреплений и казачьих станиц. Не могла маленькая крепость с малочисленным гарнизоном и защитить много людей за своими стенами. Поэтому, основная цель её создания была в другом, а именно: быть опорным пунктом на водных путях Южного Урала – главных стратегических дорогах того времени. Уфимка течёт с севера и своими притоками обеспечивает доступ в самое сердце Урала. Белая – течёт с юга и охватывает своим бассейном огромную территорию Предуралья и Урала. А у слияния этих рек стоит город, базируясь в котором и двигаясь по самым удобным для того времени, безопасным и дешёвым водным путям можно легко попасть практически в любую точку огромного богатого края хоть для сбора дани, хоть для других целей. Можно предположить, что одной из этих «других», а, возможно, главной целью была добыча полезных ископаемых Урала, прежде всего металлов: меди и железа. Поэтому то крепость и основали не на высоких кручах, а поближе к реке, к месту, где можно было устроить пристань. Предположение Р.Г. Букановой, что «Первые отряды стрельцов, строившие крепость, прибыли коротким и удобным сухим путём по старому Сибирскому тракту, со стороны р. Уфы, а не на судах вверх по извилистому течению р. Белой»[7], представляется маловероятным, поскольку передвигаться с тяжёлым грузом (пушки, прочее оружие, строительные инструменты и т.д.) на судах по воде было намного легче и безопаснее, чем по сильно пересечённой местности через Уральские горы, а длительность пути не имела в данном случае первостепенного значения.
Замысел основателей нового города Московского царства оправдался полностью: ещё во второй половине XIX века по горным рекам в паводок сплавлялись барки с продукцией металлургических заводов Южного Урала. По Белой – из Тирляна, Белорецка и других заводов, бывших ниже по течению; по Уфимке и её притоке Аю – даже из Златоуста, находящегося фактически на гребне Уральского хребта. И пути всех этих речных караванов сходились в Уфе!
Так что, тот, кто выбирал место на Южном Урале для опорного пункта Государства Российского, прекрасно знал не только географию этих мест, но и, похоже, знал о наличии в недрах уральской земли несметных богатств. Откуда? На этот вопрос пока нет чёткого ответа, но его поиск подводит нас ближе и к ответу на вопрос: «Что значит слово уфа и кто назвал так реку?».
Для начала ознакомимся с версиями В.В. Поздеева, приведенными им в своей книге «Южноуральская топонимика. Историко-топонимический словарь». Хотя автор не является профессиональным филологом, что вызывает скепсис профессионалов к его труду, тем не менее, собранный им обширный материал заслуживает хотя бы того, чтобы с ним ознакомиться, поскольку при составлении словаря использовано свыше 200 источников, в том числе около 40 ранее неопубликованных архивных материалов. В словаре нет напрямую слова Уфа, поскольку рассматриваются топонимы Челябинской области, но есть статья о происхождении названия реки Уфалейки.
«УФАЛЕЙКА, река длиною 70 километров на севере области; правый приток Уфы на 853 километре от устья. Исток в горном болотистом месте на Уфалейском хребте; на некоторых картах образуется от слияния Бол. и Мал. Уфалейки. В 1761 году на реке при заводе основали п. Верхний Уфалей, ныне город областного подчинения; в 1813 г. возник выселок Нижний Уфалей. Реки Уфа, Уфалей имеют общую этимологическую базу; высказано несколько версий. Выводят имя Уфы из башкирского слова уба – холм, курган; оно известно в алтайских языках. Сравнивают с башкирским родом упа. Есть версия существования у башкир слова Уфа – тёмная вода; за основу брали литовское, латышское слово упэ – река, ручей. А оно, очевидно, иранского (скифского) происхождения: Балтийское море, Северный Ледовитый океан не случайно именовали Скифскими. Поэтому иранская версия более приемлема. Топонимика и иранские языки сохранили чередования а/у, в/у/б/п/ф; явление замены звука в на звук ф для северных говоров у русских не является случайностью. И переход у осетин, прямых потомков скифов (и пуштун), превращение слова ав (аб, ов, оу, оп, ап) – вода, река в аф усиливают североиранское происхождение гидронимов Уфа, Уфалей, при этом базовым словом может быть пуштунское убэ – вода, жидкость. Союз этого слова с другим пуштунским словом лай – ил, грязь, осадок, образовали гидроним Уфалей, а название можно понимать как слякиша, грязнуха, глинянка – популярные названия в горах у рек, включая притоки Уфы. Может быть поэтому и башкиры называют реку Кара-Идель, т. е. Чёрная река?»[8].