Александр Тимченко. Воспоминания «синей говядины» // «Уфа: страницы истории».
«В августе 1914 года в связи с началом войны здание классической гимназии по ул. Б. Ильинской было занято под казармы для новобранцев, а мы учились во вторую смену в помещении Второй женской гимназии на углу Успенской и Вавиловской. Барышни же занимались в первую смену.
Директором мужской гимназии был действительный статский советник, опытный педагог Владимир Николаевич Матвеев. Если учителя болели, он мог замещать их по любому предмету. Входил в класс и просто спрашивал: «На чём вы остановились?» — и продолжал урок так, будто всю жизнь ведёт этот предмет. Всесторонняя эрудиция дореволюционной гимназии была в порядке вещей, все учителя имели университетское образование, отлично знали педагогику и свой предмет. Выделялся преподаватель русского языка и литературы Николай Фёдорович Сысоев, прекрасный оратор: за большую шевелюру гимназисты называли его «рыжей капустой». Самым строгим и требовательным был преподаватель латинского языка, одного из главных предметов в гимназии, — Константин Васильевич Соколовский по прозвищу «крыса». Французский язык преподавал Александр Фёдорович Шерф, который гневно и зычно называл двоечников «сапожниками». На высоком уровне шли уроки математики Василия Ивановича Буренкова, впоследствии профессора Уральского политехнического института. Необычайно интересно проходили уроки истории у Венедикта Афанасьевича Ефремова, помню, на уроки он приносил скульптурные портреты Зевса и Афродиты.
Классный надзиратель, участник экспедиции Пржевальского Николай Васильевич Комаров и Михаил Андрианович Сапегин строго следили за дисциплиной и порядком в гимназии. Успеваемость была хорошей, учителя предъявляли нам высокие требования, ежедневно спрашивая почти каждого гимназиста.
Гимназистов мужской классической гимназии сверстники в городе дразнили «синей говядиной», книгу под таким названием написал выпускник гимназии писатель Борис Дмитриевич Четвериков. Мы носили форменную серую шинель с петлицами синего цвета и белым кантом, отсюда и прозвище. Учащихся реального училища называли «тухлые яйца» за петлицы и фуражки с жёлтым кантом. А учащиеся Коммерческого училища в шутку именовались «лягушками» за зелёный кант на петлицах и фуражках.
Иногда во время сдачи экзаменов случались самоубийства гимназистов. Суровые требования в усвоении материала и позор провала на экзамене доводили слабонервных до смертного греха. Но одно самоубийство было нелепым. Володин Коля, сын чиновника Крестьянского поземельного банка, был несправедливо обвинён в краже: ребята баловались и выключали свет в гимназии в вечернее время, Коля в темноте по ошибке надел чужие калоши. Толком его никто не выслушал, и он был исключён из гимназии. Жили Володины там, где улица Малая Успенская (Энгельса) упирается в Спасскую (Новомостовую), где позже был детский сад. И вот через несколько дней, помню, мы строили крепость из снега, рыли окопы во дворе на М. Успенской, 18. На вершине нашего снежного города развевался трёхцветный русский флаг: шла война, и все игры наши были военными. Вдруг видим: идёт из дому Коля, грустный-грустный. Мы ему закричали: «Идём к нам!» Но он отказался и побрёл куда-то. На другой день узнали, что он дошёл до Нижегородки и лёг под поезд у железнодорожного моста. Инспектор гимназии, несправедливо обвинивший Колю, тотчас же был уволен. И инспектором стал М.Ф. Зубакин по прозвищу «кабза» (он так выговаривал латинское слово «causa»), умница, талантливый педагог. Михаил Фёдорович потом исполнял должность городского головы и в этой должности торжественно приветствовал А.В. Колчака в 1919 году.
Нормальные занятия в гимназии шли до Февральской революции. Гимназисты ставили спектакли вроде «Бедность не порок» Островского. Самопроизвольно образовался оркестр народных струнных инструментов, устраивались благотворительные вечера в пользу учеников из малообеспеченных семей. Педагоги и учащиеся с радостью встретили Февральскую революцию. Но так продолжалось недолго, грянул октябрьский переворот, и гимназия закрылась».