Уроки. Домашка. Непонимание. Скука

Недавно Екатерина Телина написала пост про школьные задания для второго класса, а сегодня мне попался интересный пост на тему подготовки домашних заданий.

Может быть кому-то пригодится.

Если вас мучает бессонница, попробуйте почитать школьные учебники. Ну правда, от некоторых из них тут же потянет в сон, уж так скучно написаны. В результате дети просто теряют интерес к предметам. Наша читательница, мама 7-классника Юлия Фуракова, разработала собственную программу обучения и поделилась с нами советами.
«Одна из сложностей, с которыми я столкнулась в обучении Славы — работа с текстом.

Рано или поздно каждый школьник сталкивается с большим объёмом новой информации, в которой будут незнакомые слова, огромное количество цифр. И, если ребёнок не понимает смысла, то он просто заучивает. Читает 10 раз, повторяет вслух, отписывается на тесте – и всё, очистка памяти. Через неделю можно учить заново.

Вскоре Славе и это надоело. Мировая религия, обществознание, география… Один ответ: «Это скучно». Я пыталась контролировать, заставлять, мотивировать и наказывать. «Скучно» всегда побеждало.
Тогда мы попробовали другой подход — начали разбирать тексты вместе. И обнаружили проблемы.
 Ребёнок не понимает, о чём читает, не умеет анализировать. Слава учил, не вникая в суть. А если учесть, каким языком всё это написано, а также навигацию учебников, то становится ясно, почему результат плачевный
 Тексты в учебниках часто изобилуют противоречащим графическим разнообразием: курсив, цвет, рамка… Чёрт возьми, что тут «определение»? Почему в одном месте «определение» курсивом, в другом — простым текстом? Даже я начинала беситься в попытках систематизировать всё это.
 В книгах отсутствуют истории практического применения, нет информации взаимосвязи с другими сферами жизни, нет ассоциаций. Опыта нет. Вы понимаете? Для обучения взрослых придумали кучу всего — от упрощения до геймификации, а детям пихают тексты, слабо отличающиеся от содержания лицензионного соглашения на ПО (кто читал, кстати?).

Я попробовала иначе.

 Попросила читать не на скорость, а медленно, погружаясь в смысл.
 После задавала вопрос: «О чём текст?»

Тут главное замолчать и дать собраться с мыслями. Рассказ может быть сбивчивым, но дайте ребёнку возможность высказаться.

 Если слово или определение были не очень понятны, то мы переходили к поиску знакомого в незнакомом. Например, «А помнишь, мы видели?», «Давай разберём состав слова, у этого значение такое-то, а у этого… что получается вместе?», «А на что похоже?»
 По возможности всегда старалась рассказать байку, которая оживляла бы теорию. При необходимости лезли в интернет смотреть, что выдаст по теме.
 Рассуждали: «Кому может пригодиться?», «А что тут самое важное?», «На что влияет? Почему?»
 Читали ещё раз, клеили стикеры-стрелки на важные вещи или, если учебник свой, подчёркивали определение.
 Пересказывали как на уроке.

Писали шпаргалки из дат, цифр и терминов. Красиво писали, чтобы потом было понятно. Кратко писали, чтобы прочесть быстро.

Итого: вместо 2 часов с «Ну ты сделал?» и «Иди переделывай» — 15-20 минут диалога со мной, суммарное время запоминания — 40-50 минут вместе с написанием шпаргалки.

Проверено: информация дольше сохраняется в памяти и извлекается по историям и ключевым словам.

Сейчас Слава учится в 7 классе и большую часть работы с текстом проделывает сам, но когда мало времени и нужно многое понять, мы опять разбираем вместе.

12 декабря 2018 Образование Полезное
Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1328178040658313&set...