Старшие подростки нуждаются в правильной организации деятельности, обеспечении физической нагрузки, режима дня и труда. Подростки приобретают новые способы самоутверждения, связанные с половой принадлежностью. Усиливается половое влечение: вся информация сексуального содержания становится значимой, формируются образцы женственности и мужественности. Характер течения физиологической перестройки, особенно при акселерации, определяется особенностями социальной среды и взаимоотношениями с окружающими людьми (и взрослыми, и ровесниками).
Скука — одна из опасностей этого периода. Подростки стремятся к острым ощущениям, убегают от скуки любой ценой. Взрослые должны проявить и понимание, и тактичность в отношении всех изменений, происходящих с подростками, помочь им пережить все трудности этого возраста. Переход к подростковому возрасту определяется появлением мотивационного кризиса к учебной деятельности. Непосредственный интерес к ней приходит уже в 3-4 классе, снижается успеваемость, а интересы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, еще не определились. Переживания, связанные с таким положением, не всегда осознаются, а потому и не учитываются.
Противоречия связаны также с появлением и усилением потребности в интимно-личностном общении с теми, кого подросток сам избрал в качестве авторитета, кто для него имеет значимость для построения собственного «Я» и собственной жизни. Как показывают последние исследования психологов, эта потребность отмечает депривацию. Это объясняется тем, что для выработки собственных ценностных ориентаций ему нужно соотносить собственные критерии с критериями близких людей.
Преобразования в нашем обществе вызвали у взрослых некоторую растерянность: старые идеалы были отброшены, а для утверждения новых требуется определенное время. В результате многие подростки становятся внутренне инфантильными, некоторые потеряли первоначальную значимую цель «быть взрослым». Для некоторых идеалом становится далеко не идеальный человек т.п. Утверждения своей уникальности поэтому и создает большое напряжение: кто-то стремится к конформизму, другие приспособления невозможно, а некоторые скрывается за мечты.
Что касается практики воспитания — подростки не имеют такой общественной деятельности, которая по своей организации способствовала бы удовлетворению потребностей этого возраста. Учебная деятельность, которая занимает основное время активной жизни подростка, имеет индивидуальный характер, главным стимулом активности при депривации учебно-познавательных потребностей, остается оценка.
Количество высказываний учителей о положительных чертах личности подростка уменьшается, а о негативных — увеличивается, при этом о положительных качествах говорят в общем плане, а отрицательные качества оценивают конкретно. Растет школьная дезадаптация (до 18-20%) по сравнению с первоклассниками (5-8%). Возникла проблема управления неформальными объединениями подростков (например, группировками за престижем родителей). Обедняется мир чувств, нарушается их направленность на мир вещей, материального достатка вместо направленности на мир человеческих взаимоотношений. Некоторые подростки не испытывают защищенности, повышается неуверенность, тревожность.