Не следует иронично улыбаться или, что гораздо хуже, морщиться при любом, даже мимолётном и ненавязчивом упоминании сайта Проза.Ру, мол, это народно-графоманский сайт, приличному автору соваться туда незачем etc. Во-первых, сей ресурс не блокируют власти, в отличие от Самиздата, и творческие потуги не пропадут внезапно, дойдут до читателей. Во-вторых, там постоянно происходят разнообразные события и мероприятия вроде премии «Народный писатель». Таковые предоставляют возможности если не для широкой раскрутки автора, то хотя бы для начальной «засветки». В-третьих, сервером Проза.Ру не брезгуют, представьте себе, такие звёзды как Михаил Задорнов. Вряд ли вы с ходу, без тщательно подобранных аргументов, рискнёте причислить господина Задорнова к графоманам и бездарям. Ну а раз уж ему там присутствовать не зазорно, то новичку и подавно. Так что переходим к делу.
Основная задача
Что видит человек, случайно или не очень забредший на авторскую страницу? Во-первых, резюме в начале оной, где перечислены достижения, ежели таковые наличествуют. Однако популярность, увы, измеряется не количеством вышедших книг, регалий, попаданий в разные журналы и прочих подтверждений писательского статуса. Популярность измеряется уровнем интереса общественности к автору. Ведь можно хоть сто романов издать, но если они никому не нужны, то и толку от публикаций нет никакого.
Иными словами, посетитель авторской страницы непременно посмотрит на количество читателей и отзывов (последние на Проза.Ру называются рецензиями). Эта цифирь — самый впечатляющий и потому главный показатель.
Творцы текстов, удостоенные массового внимания, попадают на хорошие места в рейтинге, в списки избранных другими авторами, получают много призовых баллов, могут без существенных денежных расходов анонсировать свои нетленки, получать ещё больше читателей и отзывов (эффект снежного кома) и, что и требуется, стать хоть немножко известными.
Итак, основная задача: примелькаться, выкарабкаться на вершину рейтинга, произвести впечатление востребованности своего творчества. Обыватель клюёт именно на востребованное («если многим нравится, что-то в этом есть»).
Читатели и баллы
Распространение в сети ссылки на авторскую страницу, конечно, поможет накрутить счётчик, причём, вполне законно, так сказать. А также значительно ускорит индексацию произведений в поисковиках. Но призовые баллы (те, которые, между прочим, денег стоят) за посторонних читателей не выдаются. Только за прочтения другими авторами Проза.Ру.
Конечно, можно оставлять вышеупомянутым другим авторам по сотне рецензий в сутки. Это гарантированно привлечёт «внутренних» читателей. Часть из них оставит отзывы в ответ. Но только часть. В итоге у посетителя страницы сложится не совсем нужное впечатление о востребованности творчества, ведь баланс на счётчиках написанных и полученных рецензий будет некрасивым. Написанное не должно количественно превышать полученное.
Выход: «читать» как можно больше, оставляя ссылку на себя любимого в чужих списках посетителей. Это называется «кликушество» (от слова «клик»). Потому «читать» взято в кавычки. Алгоритм таков: заходим на авторскую страницу — открываем произведение — тут же закрываем — повторяем манипуляцию со следующим автором, находящимся в сети (ссылка на список пребывающих онлайн есть на главной).
Даже если кто-то уличит в «кликушестве» (что не так уж просто), всегда имеется железное оправдание: не понравились первые же строчки, потому сразу ушёл. Такое ведь на самом деле весьма часто случается.
Да, многие авторы в курсе «кликушества». Однако большинство делает это неуклюже, слишком явно: стараясь привлечь к себе внимание и не затеряться в списке посетителей, «читает» пять-десять огромных текстов в течение минуты. В то время как от реальных прочтений не отличаются лишь единичные клики.
Итак, «читаем» висящих онлайн и прочих активных, вывешивающих нетленки (надо следить за новинками в списках поступлений — в разделах «Произведения»). Отметиться в паре-тройке сотен списков читателей за сутки — вполне реально.
Всё это доведётся производить сугубо вручную. Никакой автоматизации! Никаких скриптов, никаких ботов, запускаемых на сайт в авторизованном состоянии! За сие могут наказать очень сурово.
Если вы решили сговориться с сотней авторов «читать» друг друга ежедневно и таким образом приносить друг другу вожделенные призовые баллы, то знайте, что это совершенно бесполезно. Оные баллы даются только за новых читателей. Поможет только взаимное рецензирование. Но для него нужно, чтобы у каждого участника количество публикаций исчислялось сотнями.
Впрочем, рецензии — отдельная тема, к коей и переходим.
Рецензирование по-партизански
На обсуждаемом сайте не возбраняется создание дополнительных авторских страниц — «клонов». Для «партизанского» рецензирования дожидаемся, пока количество публикаций на основном аккаунте перевалит за сотню. Регистрируемся заново с совершенно другого компьютера (нынче много у кого есть не только ноутбук, но и планшет какой-нибудь, ну или хотя бы смартфон). А также с другого IP-адреса (из кафе, супермаркета, любой открытой сети Wi-Fi). И, конечно же, с другим персональными данными, Ф.И.О. и e-mail.
Причём, на подпольном аккаунте можно оставаться просто читателем, ничего не публикуя. Хотя, разумеется, лучше разместить хоть что-нибудь — пусть читают и рецензируют.
Главное, о чём следует помнить: рецензии пишем не только себе, но и другим. Тогда сие не вызовет подозрений. Ну и, конечно, каждый оставленный отзыв — призовой балл, который вам, естественно, не помешает.
В общем, если потрудиться, добыть с помощью «клона» тысячу баллов за месяц — вполне реально. Перевод их на основной аккаунт следует производить не сразу, а непосредственно перед размещением анонса нетленки на главной странице.
Правильная реакция на критику
Прошло много лет, в процессорах компьютеров появилось много ядер, вошли в обиход смартфоны и планшеты, до Марса добрались автоматические аппараты, окрепли, выросли и начали плодоносить саженцы яблонь в садах, а до администрации Проза.Ру наконец-то дошло, что следует непременно ограждать авторов от унижений и оскорблений. Поэтому на хамство отвечать нельзя — нужно просто жаловаться, пусть модераторы сами разбираются. А вот на нелицеприятную критику реагировать следует непременно.
Как бы вас ни отругали, помните следующее:
1) человек потратил время своей жизни на отзыв, не прошёл мимо равнодушно; а ведь хуже равнодушия нет ничего;
2) автор рецензии подарил вам три призовых балла;
3) он поднял ваш рейтинг и улучшил цифирь со статистикой на вашей странице;
4) добавил вам хоть немножко уникального текста, что очень нравится поисковым системам.
То есть какой бы лютой и разгромной рецензия ни была, пользы от неё несоизмеримо больше, нежели морального ущерба от снижения вашей самооценки. Тем более что иногда (пусть и чрезвычайно редко) критика среди кучи пустопорожних придирок содержит ценные жемчужины.
Следовательно, «священную войну» против критикана начинать нельзя. Отвечать нужно что-нибудь вроде «спасибо, подумаю над замечаниями», «да, идеальных текстов в литературной природе не бывает», ну и в том же духе. Вас украсит и скромность, и вежливость, и вменяемость подхода к творчеству. Ведь рецензии и ответы на оные читаются другими.
Если отклик не лезет ну совсем уж ни в какие рамки, вас намеренно провоцируют, универсальный ответ: «Вас беспокоит качество чужих произведений? Именно чужих, а не своих? Хотите поговорить об этом? У меня есть знакомый психиатр…»
Внешние ссылки
Кроме впечатляющих количественных показателей читательского интереса и достойного поведения в ленте рецензий, солидной фотографии (ежели оная не такая уж солидная, то лучше вообще никакой), интересных, хорошо написанных произведений, посетителя страницы впечатлят ссылки, установленные под списком творений.
Мало книжек в интернет-магазинах, гордиться особо нечем? Не создавайте красивый авторский сайт на раскрученном хостинге uCoz, не повторяйте этой страсть как распространённой ошибки. Там на бесплатные аккаунты вешают очень нехорошую рекламу, из баннеров часто лезут вирусы, посетителя нередко перебрасывает на вредоносные страницы. Сайт, изготовленный на uCoz, способен мгновенно испортить впечатление о вас как серьёзном, солидном, умном авторе.
Создавайте страницу на Blogger, ежели не планируете дублировать там огромные тексты (движок не переваривает больше пятидесяти с копейками килобайт). Ежели планируете (или не очень-то устраивает качество глючного Blogger), тогда можно создать сайт на Tumblr. И ленту новостей, и статичные страницы (которые, в отличие от наблюдаемой на Blogger ситуации, видны и из мобильной версии).
На собственном сайте (красивом, бесплатном, но без рекламы) следует именно дублировать произведения, а не ставить ссылки на тексты оных, расположенные на Проза.Ру.
Поставьте только баннер на Прозу (код есть в «Кабинете автора»), один единственный, внизу, в «подвале», отредактировав в настройках HTML-код перед закрывающим тэгом «body». Это на Tumblr. А на Blogger достаточно добавить текстовый виджет (или «HTML/JavaScript») и вставить баннер в него.
Ссылки на другие литературные порталы, в случае вашего присутствия на всяческих «самиздатах» и «графоманов.нет», размещать на Прозе не следует. Иначе уровень уважения к вам со стороны читателей непременно снизится до неприемлемого значения.
Пусть ваше присутствие на Проза.Ру выглядит как исключение, а не правило.
Резюмируем
«Кликушество» и «партизанское» рецензирование следует осуществлять с величайшей осторожностью, соблюдая правила интернет-конспирации. На критиканство нужно реагировать с позиции снисходительного и спокойного Слона, на которого лает Моська. За более менее вменяемую критику — благодарить, сколь резкой она бы ни казалась.
Иными словами, хитрости не так уж страшны и зазорны (тем более что они скрытные), а предъявляемый миру имидж солидного автора необходимо создавать в любом случае. (Тем более что без него все усилия тщетны.)
Именно ради имиджа не следует «светиться» на множестве литературных порталов (так делают графоманы), только на собственном сайте и в социальных сетях.