Прочла очень хорошую статью Юрия Молока "Мастерская в раме искусства" в журнале "Декоративное искусство" 1983 года. Статья вневременная, об атмосфере мастерских и их роли в искусстве. Интересное исследование, потому что мастерские меня всегда тоже иетересовали, стараюсь при их посещении всегда фотографировать. Пожалуй, постепенно приведу эту статью полностью, а иллюстрировать буду фотографиями из мастерских уфимских художников.
"Как только вы перешагнули порог мастерской художника, вы, сами того не замечая, оказываетесь под гипнозом некоего пространства. уже в самом понятии "Мастерская", которое сделалось сегодня привычным, но не стало от этого менее загадочным, заключены родовые признаки профессии художника. и прежде всего — ее связь с ремеслом, в прямом и первоначальном смысле этого слова.
Печатный станок в мастерской Айрата Терегулова
В мастерской графика вы непременно встретите офортный станок, он присутствует здесь как обязательный ее атрибут.
Фрагмент станка
У скульптора нас обступят торсы, проволочные каркасы, гипсовые слепки.
Мастерская факультета скульптуры Уфимской академии искусств
У живописца, уже при входе в мастерскую, вы почувствуете едкий запах краски, увидите стройный силуэт мольберта, стоящие у стен холсты, рамы, подрамники.
АртКлуб — творческие мастерские
Богемика — школа дизайна
Мастерская Рината Волигамси
Все это самые первые приметы мастерской, ее конкретное пространство, ее проза".