Внештатные юристы УЖХ

Дисклеймер:
Безусловно, меня не может не радовать тот факт, что в нашей судебной системе есть специалисты, которые достаточно профессиональны, квалифицированы и выносят решения исходя из буквы закона, а не по принуждению, под действием адм. ресурса или других личных предпочтений. Пока, к сожалению, таких судей не так много.

Надысь я рассказывал о судьях Калининского и Верховного суда, которые мягко положили на закон и принимают крайне неаргументированные решения — https://glava-semyi.livejournal.com/157245.html. Как написал мне один мой знакомый, прокомментировать эту ситуацию можно анекдотом:

Суд: — Вы убили человека 27.02.2018 года.
Обвиняемый: — Я не убивал, вот справка, что 26.02.2018 он был жив.
Суд: — Вы оправданы!

Так вот. Некоторые судьи настолько толкуют законы в пользу УЖХшек, что мне кажется, что им вообще не нужны штатные юристы. Можно ничего не делать, нарушать законы, а если жители подадут в суд, то можно ничего не говорить, никак не доказывать свою правоту, а иногда и вообще не приходить на процессы — судья сделает все сам.

Вот вам еще один курьезный случай.

Жители одного дома, Менделеева 162, устали от бардака, который им устраивает Октябрьское УЖХ, устали от нарисованных отчетов о расходовании их же (жителей) денег, скинулись домом на юриста, чтобы им помогли в этом разобраться. Фактически беспрецедентный случай — я на пальцах двух рук могу вспомнить подобные ситуации в своей практике, когда жители реально объединялись, собирали денег чтобы отстаивать свои нарушенные права. В большинстве случаев все очень пассивны.

Так вот, проблема состояла в следующем.
УЖХ запланировало в 2016 году, что будут делать 20 работ, общая стоимость этих работ 1 000 000 рублей. По итогам 2016 года отчитались, что выполнили 17 работ, потратили 1 200 000 рублей, плюс дополнительно на деньги жителей выполнили другие работы (которые они не планировали и не заказывали). Цифры и количество работ условное, чтоб было примерно понятно на пальцах. Я подробно писал о таких ситуациях, как должно быть и как быть не должно по тэгу «раскрытие информации«.
На самом деле, эта проблема есть ВО ВСЕХ домах Уфы, которыми управляют районные УЖХ, я не видел ни одного нормального и правильного отчета о расходовании денег жителей.

Так вот, мы занялись этим вопросов, проанализировали всю информацию по 2016 году, в результате чего получился такой вот текст, который направили письмом в УЖХ:

16.06.2017 я обратилась в АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа (исх. № 3479в) с просьбой предоставить мне отчет фактической стоимости содержания жилого дома № 162 по ул. Менделеева Октябрьского района г. Уфы РБ за 2012-2016г.г. (далее – Отчет).29.06.2017 из АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа мной были получены вышеуказанные документы (сопроводительное письмо исх.№ 3778).
Также указанные отчеты и иная информация, подлежащая раскрытию, опубликованы на официальном сайте АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа по адресу электронной почты: http://www.oct-ugh-ufa.ru/ и сайте www.reformagkh.ru (указанного управляющей организацией как сайт по раскрытию информации).
В ходе изучения истцом Отчета за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 были выявлены факты грубого нарушения закона со стороны АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа.
Так, в Отчете указан детализированный вид работы – ремонт кровли, очистка кровли от снега, сосулек, наледи.
Однако, в нарушение п.п. 3, 8 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 731 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.09.2014 N 988) (далее – Стандарт № 731), требований Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014г. № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – Приказ Минстроя России № 882/пр) конкретных сведений о периодичности выполнения данных работ в Отчете не имеется. Имеется лишь указание о том, что работы (услуги) проводятся «по мере необходимости», тогда как АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа на момент составления Отчета обязано обладать сведениями о проделанных работах и оказанных услугах. В связи с чем, потребитель не может объективно рассчитать стоимость работ (услуг).
Аналогичные нарушения имеются:
— в строках: «ремонт, смена, ревизия задвижек, вентилей, и другой запорной арматуры»-по мере необходимости; «сантехнические работы по жалобам, заявкам жителей» — по мере необходимости;
— в строках: «обслуживание вентканалов» — по графику; «дератизация, дезинсекция» — вообще не содержится сведений о периодичности выполнения работ, о единице измерения их объема, стоимости на указанную единицу измерения. Вместо раскрытия информации о «дератизации, дезинсекции» ошибочно указано «аварийно-ремонтное обслуживание»;
— в строке: «вывоз КГМ» — по мере необходимости;
— в строках: «ямочный ремонт асфальтовых покрытий»; «а/услуги по внешнему благоустройству» — по мере необходимости.
Более того, услуги — обслуживание УАР, УУТЭ; НДС прошлых лет; вывоз КГМ вообще не содержат информации о раскрытии (расшифровки) наименования услуги.
Строки Отчета «Профосмотры» — «Плановые осмотры», «Аварийное обслуживание» — «Аварийно-ремонтное обслуживание», «Общеэксплуатационные расходы ЖЭУ» вовсе не содержат информации о детальном перечне выполненных работ (оказанных услуг) в рамках выбранной работы (услуги), а именно о наименовании работы (услуги).
Кроме этого, строка «Профосмотры» — «Плановые осмотры» не содержит указание на конкретную периодичность выполнения работы (услуги), имеется указание лишь «по графику».

Также, в нарушение требований раздела «Сведения об использовании общего имущества в многоквартирном доме (заполняется по каждому используемому объекту общего имущества)» формы 2.5 Приказа Минстроя России № 882/пр в раскрываемой информации в разделе «Общее имущество» — «Лестничные клетки, чердак, кровля, крыша» — «Доставка телекоммуникационных систем» отсутствует указание на календарную дату первичного заполнения или внесения изменений в форму.

Согласно п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. «е» ч. 2 ст. 1 ЖК РФ в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Так, в Отчете имеются строки «ямочный ремонт асфальтовых покрытий»; «а/услуги по внешнему благоустройству» на сумму 143623,20 рублей.
Между тем, «ямочный ремонт асфальтовых покрытий», «а/услуги по внешнему благоустройству» Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290, не предусмотрены.
Более того, Решение общего собрания собственников МКД по вышеуказанным вопросам не принималосьПланом стоимости работ по содержанию вышеуказанного жилого дома на 2016 (далее – План работ) не предусмотрено, в связи с чем, включение данных строк в Отчет было произведено незаконно и необоснованно.

Также при изучении раздела «Управление» — «Выполняемые работы (услуги)», т.е. План стоимости работ по содержанию МКД на 2016 АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа (далее — План работ), опубликованный на официальном сайте Реформа ЖКХ по адресу электронной почты: www.reformagkh.ru были выявлены следующие существенные отклонения параметров.
В плане работ АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа было запланировано:
1. Работы по содержанию и ремонту конструктивных элементов (несущих конструкций и не несущих конструкций) МКД – 19796,61руб.;
2. Работы по содержанию и ремонту оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД– 43382,75 руб.;
3. Профосмотры – 5554,07 руб.;
4. Аварийное обслуживание – 12340,21 руб.;
5. Проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в МКД – 4081,06 руб.;
6. Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов – 172315,49 руб.;
7. Работы по содержанию и ремонту систем дымоудаления и вентиляции – 2242,30 руб.;
8. Расходы по уборке придомовой территории – 68045,20 руб.;
9. Профосмотры – 5580,21 руб.;
10. Общеэксплуатационные расходы ЖЭУ – 78681,33 руб.;
11. Работы (услуги) по управлению МКД – 16059,48 руб.;
12. Расходы по начислению и сбору платежей –19200,55 руб.

В отчете АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа указано, что:
1. Работы по содержанию и ремонту конструктивных элементов (несущих конструкций и не несущих конструкций) МКД – 23493,18 руб., т.е. увеличение на 3696,57 руб.;
2. Работы по содержанию и ремонту оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД– 60183,02 руб., т.е. увеличение на 16800,27 руб.;
3. Профосмотры – 6782,18 руб., т.е. увеличение на 1228,11 руб.;
4. Аварийное обслуживание – 14869,61 руб., т.е. увеличение на 2529,4 руб.;
5. Проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в МКД – 317,65 руб., т.е. потрачено меньше запланированного на 3763,41 руб.;
6. Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов – 174058,49 руб., т.е. увеличение на 1743 руб.;
7. Работы по содержанию и ремонту систем дымоудаления и вентиляции – 1249,99 руб., т.е. на 992,31 руб. меньше запланированного;
8. Расходы по уборке придомовой территории – 96415,26 руб., т.е. увеличение на 28370,06 руб.;
9. Общеэксплуатационные расходы ЖЭУ – 55918,18 руб., т.е. на 22763,15 руб. меньше запланированного;
10. Работы (услуги) по управлению МКД – 36914,26 руб., т.е. увеличение на 20854,78 руб.;
11. Расходы по начислению и сбору платежей – 25404,14 руб., т.е. увеличение на 6203,59 руб.
Согласно формы 2.3 «Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом (заполняется по каждой выполняемой работе (оказываемой услуге))» Приказа Минстроя России № 882/пр в строке 2 указывается «наименование работ (услуг)».
Однако, в нарушение указанного требования закона из названия строки «Непредвиденные расходы», «НДС прошлых лет», «Общеэксплуатационные расходы», «Аварийное обслуживание» Плана работ невозможно определить наименование выполненных работ либо услуг, в связи с чем, отсутствует доступ к информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, связанных с достижением целей управления МКД.
В соответствии с ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно п.п. «в» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 416 от 15.05.2013 (далее – Правила № 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
1. Подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
• разработка с учетом минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее — перечень услуг и работ);
• расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
• подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора;
• обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов.
2. Организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
• выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. 5, 6, 8 Правил № 416 проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения управляющей организацией.
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация обязана представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости — заключения экспертных организаций.
Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в сравнении Отчета с Планом работ на 2016г., АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа не выполнило запланированные работы (услуги) и потратило меньше запланированных денежных средств на сумму 27518,87 рублей, а также потратило на выполненные работы (услуги) больше запланированных денежных средств на 81425,78 рублей.
При этом указанные изменения стоимости работ (услуг) не были мотивированы, обоснованы и согласованы с собственниками помещений МКД в установленном выше законом порядке.
Более того, в нарушение закона в Плане работ отсутствовала и в последующем без согласования с собственниками жилья МКД в Отчет была включена строка «Работы по содержанию земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома» -«ямочный ремонт асфальтовых покрытий», «а/услуги по внешнему благоустройству» на сумму 143623,20 руб.
Также при сравнении Плана работ на 2016г. и Отчета за 2016г., опубликованных на официальном сайте АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа http://www.oct-ugh-ufa.ru/, сайте Реформа ЖКХ www.reformagkh.ru, а также врученных лично потребителю (ФИО) управляющей организацией, имеется явное несоответствие раскрываемой информации в указанных документах.
Так, в Планах работ полностью не совпадают между собой наименование работ (услуг) и их годовая плановая стоимость.
В Отчетах имеются существенные несоответствия:
— в разделе «Работы по содержанию и ремонту оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД», «Плановые осмотры», «Расходы по вывозу твердых бытовых отходов» несоответствие стоимости работ (услуг);
— работа (услуга) «Поверка водомеров» на сумму 4099,40 руб. (указанная в Отчете на сайте управляющей организации) в Отчете, опубликованном на сайте Реформа ЖКХ, отсутствует вовсе;
— строка «Прочие доходы от размещения рекламы и кабельного оборудования» на сумму 2007,99 руб. (указанная в Отчете на сайте управляющей организации) в Информации, опубликованной на сайте Реформа ЖКХ, представлена как «Доставка телекоммуникационных систем».
Таким образом, АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа были грубо нарушены требования Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 731, что повлекло за собой нарушение права истца к доступу информации, подлежащей раскрытию организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Согласно абз. 6 п.п. «в» п. 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, ознакомлением собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организацией предварительного обсуждения этих проектов.
С учетом изложенного, и на основании п.п. 17, 21 Стандарта № 731, абз. 6 п.п. «в» п. 4 Правил № 416,

Требую:

1. Устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод потребителя и предоставить информацию по дому №162 по ул. Менделеева г.Уфы за 2016 год в соответствии с законодательством в течении 10 рабочих дней со дня получения Претензии.
2. Учитывая существенные расхождения в перечне работ (услуг) Отчета фактической стоимости содержания жилого дома за 2016г. и Плана стоимости работ по содержанию жилого дома на 2016г. необходимо предоставить следующие сведения: заверенную надлежащим образом копию протокола (-ов) общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома с принятием решения (-ий) на котором предварительно обсуждались вопросы о включении в перечень Отчета за 2016г. дополнительных работ (услуг) (указанных выше); изменения их стоимости (уменьшение, увеличение); расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора.
3. Проект перечня услуг и работ за 2016г., составленный и представленный собственникам помещений указанного многоквартирного дома для утверждения АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа с указанием объема, стоимости, периодичности и (или) графика (сроков) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
4. Сведения о проведении конкурса выбора исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.5. Акты обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), заключения экспертных организаций в целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ.

Это письмо УЖХ по традиции отказалось получать, после чего подали на них в суд.
Просили в принципе то же самое, что написано в претензии, только более подробно расписали, плюс просили возместить для жителей расходы на юриста, которые они понесли, в сумме 25 000. Причем скажу, что это довольно низкая цена, средняя стоимость услуг юристов по представительству в судах на рынке Уфы на текущую дату — 23 000, а с учетом того, что такие дела крайне сложные, нестандартные, то ценник просто ниже плинтуса.

Было 3 процесса в Октябрьском суде, по существу заданных вопросов Октябрьское УЖХ ничего не пояснило, и в итоге суд частично (обратите внимание на это слово) удовлетворил требования жителей.
Решение на сайте Октябрьского суда — https://oktiabrsky—bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=433803090&delo_id=1540005&new=0&text_number=1

Итак, что же решил суд?
1. Суд обязал раскрыть информацию как того требует закон. Ок, это мы в том числе просили, спасибо.
2. Однако, суд отказал считать ремонт асфальта как нарушение, цитирую: «требования истца о признании действий ответчика о включении в Отчет фактической стоимости содержания жилого дома за период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. «ямочный ремонт асфальтовых покрытий» незаконными также подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства в обоснование указанных требований«. Напомнило мне кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя» — Самому что ли зарезаться или справку принести от милиционеров, что я у них не служу?))

Т.е. суд решил, что жители должны сами доказать, что они не проводили собрание и не принимали решение по асфальтировке двора. Только ж как это сделать — если они итак на суде говорят что никакого собрания не было, и даже в планах УЖХ таких работ не было. Более того, прилегающая территория не находится в собственности жителей. И дополнительно, по закону о защите прав потребителей, и в очередной раз по Пленуму Верховного Суда РФ (я писал что он обязателен судами к применению), в п. 28 написано, что «при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере)«. Т.е. УЖХ сами должны доказывать, что сделали эти работы на таких то основаниях, а не жители должны доказывать то, чего не было.
3. Ну и вишенка. Суд оценил всю работу юристов по составлению претензий, написанию иска, хождению в суд в ……. три тысячи рублей. Т.е. жители заплатили 25 000, а получат обратно 3 000. Ну чтоб знали свое место под плинтусом, не высовывались и не пытались отстаивать свои права. Отличная тактика суда, аплодирую.

Конечно же мы подали апелляцию.
На первое рассмотрение УЖХшники не пришли, я коллегии судей снова подробно объяснил все проблемы и суть нарушения, и особенно несоразмерность возмещенных судом расходов фактически понесенным затратам, однако они отложили слушания и обязали явиться УЖХ для дачи пояснений.
Вчера было второе заседание в апелляции. УЖХшники снова не пришли. И Верхушка оставила решение Октябрьского суда в силе. Тот же асфальт, те же 3 000 жильцам за юриста.
Занавес!

Именно поэтому нам, общественной организации Уфасити.ми, нужна ваша поддержка. Мы — последний редут, последняя амбразура на защите жильцов. Очень надеюсь что скоро мы начнем принимать пожертвования на нашу деятельность, потому что получить поддержку от государства пока не выходит.

21 мая 2018 ЖКХ
Источник: https://glava-semyi.livejournal.com/157546.html