Дисклеймер:
Безусловно, меня не может не радовать тот факт, что в нашей судебной системе есть специалисты, которые достаточно профессиональны, квалифицированы и выносят решения исходя из буквы закона, а не по принуждению, под действием адм. ресурса или других личных предпочтений. Пока, к сожалению, таких судей не так много.
Надысь я рассказывал о судьях Калининского и Верховного суда, которые мягко положили на закон и принимают крайне неаргументированные решения — https://glava-semyi.livejournal.com/157245.html. Как написал мне один мой знакомый, прокомментировать эту ситуацию можно анекдотом:
Суд: — Вы убили человека 27.02.2018 года.
Обвиняемый: — Я не убивал, вот справка, что 26.02.2018 он был жив.
Суд: — Вы оправданы!
Так вот. Некоторые судьи настолько толкуют законы в пользу УЖХшек, что мне кажется, что им вообще не нужны штатные юристы. Можно ничего не делать, нарушать законы, а если жители подадут в суд, то можно ничего не говорить, никак не доказывать свою правоту, а иногда и вообще не приходить на процессы — судья сделает все сам.
Вот вам еще один курьезный случай.
Жители одного дома, Менделеева 162, устали от бардака, который им устраивает Октябрьское УЖХ, устали от нарисованных отчетов о расходовании их же (жителей) денег, скинулись домом на юриста, чтобы им помогли в этом разобраться. Фактически беспрецедентный случай — я на пальцах двух рук могу вспомнить подобные ситуации в своей практике, когда жители реально объединялись, собирали денег чтобы отстаивать свои нарушенные права. В большинстве случаев все очень пассивны.
Так вот, проблема состояла в следующем.
УЖХ запланировало в 2016 году, что будут делать 20 работ, общая стоимость этих работ 1 000 000 рублей. По итогам 2016 года отчитались, что выполнили 17 работ, потратили 1 200 000 рублей, плюс дополнительно на деньги жителей выполнили другие работы (которые они не планировали и не заказывали). Цифры и количество работ условное, чтоб было примерно понятно на пальцах. Я подробно писал о таких ситуациях, как должно быть и как быть не должно по тэгу «раскрытие информации«.
На самом деле, эта проблема есть ВО ВСЕХ домах Уфы, которыми управляют районные УЖХ, я не видел ни одного нормального и правильного отчета о расходовании денег жителей.
Так вот, мы занялись этим вопросов, проанализировали всю информацию по 2016 году, в результате чего получился такой вот текст, который направили письмом в УЖХ:
16.06.2017 я обратилась в АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа (исх. № 3479в) с просьбой предоставить мне отчет фактической стоимости содержания жилого дома № 162 по ул. Менделеева Октябрьского района г. Уфы РБ за 2012-2016г.г. (далее – Отчет).29.06.2017 из АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа мной были получены вышеуказанные документы (сопроводительное письмо исх.№ 3778).
Также указанные отчеты и иная информация, подлежащая раскрытию, опубликованы на официальном сайте АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа по адресу электронной почты: http://www.oct-ugh-ufa.ru/ и сайте www.reformagkh.ru (указанного управляющей организацией как сайт по раскрытию информации).
В ходе изучения истцом Отчета за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 были выявлены факты грубого нарушения закона со стороны АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа.
Так, в Отчете указан детализированный вид работы – ремонт кровли, очистка кровли от снега, сосулек, наледи.
Однако, в нарушение п.п. 3, 8 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 731 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.09.2014 N 988) (далее – Стандарт № 731), требований Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014г. № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – Приказ Минстроя России № 882/пр) конкретных сведений о периодичности выполнения данных работ в Отчете не имеется. Имеется лишь указание о том, что работы (услуги) проводятся «по мере необходимости», тогда как АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа на момент составления Отчета обязано обладать сведениями о проделанных работах и оказанных услугах. В связи с чем, потребитель не может объективно рассчитать стоимость работ (услуг).
Аналогичные нарушения имеются:
— в строках: «ремонт, смена, ревизия задвижек, вентилей, и другой запорной арматуры»-по мере необходимости; «сантехнические работы по жалобам, заявкам жителей» — по мере необходимости;
— в строках: «обслуживание вентканалов» — по графику; «дератизация, дезинсекция» — вообще не содержится сведений о периодичности выполнения работ, о единице измерения их объема, стоимости на указанную единицу измерения. Вместо раскрытия информации о «дератизации, дезинсекции» ошибочно указано «аварийно-ремонтное обслуживание»;
— в строке: «вывоз КГМ» — по мере необходимости;
— в строках: «ямочный ремонт асфальтовых покрытий»; «а/услуги по внешнему благоустройству» — по мере необходимости.
Более того, услуги — обслуживание УАР, УУТЭ; НДС прошлых лет; вывоз КГМ вообще не содержат информации о раскрытии (расшифровки) наименования услуги.
Строки Отчета «Профосмотры» — «Плановые осмотры», «Аварийное обслуживание» — «Аварийно-ремонтное обслуживание», «Общеэксплуатационные расходы ЖЭУ» вовсе не содержат информации о детальном перечне выполненных работ (оказанных услуг) в рамках выбранной работы (услуги), а именно о наименовании работы (услуги).
Кроме этого, строка «Профосмотры» — «Плановые осмотры» не содержит указание на конкретную периодичность выполнения работы (услуги), имеется указание лишь «по графику».
Также, в нарушение требований раздела «Сведения об использовании общего имущества в многоквартирном доме (заполняется по каждому используемому объекту общего имущества)» формы 2.5 Приказа Минстроя России № 882/пр в раскрываемой информации в разделе «Общее имущество» — «Лестничные клетки, чердак, кровля, крыша» — «Доставка телекоммуникационных систем» отсутствует указание на календарную дату первичного заполнения или внесения изменений в форму.
Согласно п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. «е» ч. 2 ст. 1 ЖК РФ в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Так, в Отчете имеются строки «ямочный ремонт асфальтовых покрытий»; «а/услуги по внешнему благоустройству» на сумму 143623,20 рублей.
Между тем, «ямочный ремонт асфальтовых покрытий», «а/услуги по внешнему благоустройству» Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290, не предусмотрены.
Более того, Решение общего собрания собственников МКД по вышеуказанным вопросам не принималось, Планом стоимости работ по содержанию вышеуказанного жилого дома на 2016 (далее – План работ) не предусмотрено, в связи с чем, включение данных строк в Отчет было произведено незаконно и необоснованно.
Также при изучении раздела «Управление» — «Выполняемые работы (услуги)», т.е. План стоимости работ по содержанию МКД на 2016 АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа (далее — План работ), опубликованный на официальном сайте Реформа ЖКХ по адресу электронной почты: www.reformagkh.ru были выявлены следующие существенные отклонения параметров.
В плане работ АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа было запланировано:
1. Работы по содержанию и ремонту конструктивных элементов (несущих конструкций и не несущих конструкций) МКД – 19796,61руб.;
2. Работы по содержанию и ремонту оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД– 43382,75 руб.;
3. Профосмотры – 5554,07 руб.;
4. Аварийное обслуживание – 12340,21 руб.;
5. Проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в МКД – 4081,06 руб.;
6. Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов – 172315,49 руб.;
7. Работы по содержанию и ремонту систем дымоудаления и вентиляции – 2242,30 руб.;
8. Расходы по уборке придомовой территории – 68045,20 руб.;
9. Профосмотры – 5580,21 руб.;
10. Общеэксплуатационные расходы ЖЭУ – 78681,33 руб.;
11. Работы (услуги) по управлению МКД – 16059,48 руб.;
12. Расходы по начислению и сбору платежей –19200,55 руб.
В отчете АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа указано, что:
1. Работы по содержанию и ремонту конструктивных элементов (несущих конструкций и не несущих конструкций) МКД – 23493,18 руб., т.е. увеличение на 3696,57 руб.;
2. Работы по содержанию и ремонту оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД– 60183,02 руб., т.е. увеличение на 16800,27 руб.;
3. Профосмотры – 6782,18 руб., т.е. увеличение на 1228,11 руб.;
4. Аварийное обслуживание – 14869,61 руб., т.е. увеличение на 2529,4 руб.;
5. Проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в МКД – 317,65 руб., т.е. потрачено меньше запланированного на 3763,41 руб.;
6. Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов – 174058,49 руб., т.е. увеличение на 1743 руб.;
7. Работы по содержанию и ремонту систем дымоудаления и вентиляции – 1249,99 руб., т.е. на 992,31 руб. меньше запланированного;
8. Расходы по уборке придомовой территории – 96415,26 руб., т.е. увеличение на 28370,06 руб.;
9. Общеэксплуатационные расходы ЖЭУ – 55918,18 руб., т.е. на 22763,15 руб. меньше запланированного;
10. Работы (услуги) по управлению МКД – 36914,26 руб., т.е. увеличение на 20854,78 руб.;
11. Расходы по начислению и сбору платежей – 25404,14 руб., т.е. увеличение на 6203,59 руб.
Согласно формы 2.3 «Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом (заполняется по каждой выполняемой работе (оказываемой услуге))» Приказа Минстроя России № 882/пр в строке 2 указывается «наименование работ (услуг)».
Однако, в нарушение указанного требования закона из названия строки «Непредвиденные расходы», «НДС прошлых лет», «Общеэксплуатационные расходы», «Аварийное обслуживание» Плана работ невозможно определить наименование выполненных работ либо услуг, в связи с чем, отсутствует доступ к информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, связанных с достижением целей управления МКД.
В соответствии с ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно п.п. «в» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 416 от 15.05.2013 (далее – Правила № 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
1. Подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
• разработка с учетом минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее — перечень услуг и работ);
• расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
• подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора;
• обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов.
2. Организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
• выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. 5, 6, 8 Правил № 416 проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения управляющей организацией.
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация обязана представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости — заключения экспертных организаций.
Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в сравнении Отчета с Планом работ на 2016г., АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа не выполнило запланированные работы (услуги) и потратило меньше запланированных денежных средств на сумму 27518,87 рублей, а также потратило на выполненные работы (услуги) больше запланированных денежных средств на 81425,78 рублей.
При этом указанные изменения стоимости работ (услуг) не были мотивированы, обоснованы и согласованы с собственниками помещений МКД в установленном выше законом порядке.
Более того, в нарушение закона в Плане работ отсутствовала и в последующем без согласования с собственниками жилья МКД в Отчет была включена строка «Работы по содержанию земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома» -«ямочный ремонт асфальтовых покрытий», «а/услуги по внешнему благоустройству» на сумму 143623,20 руб.
Также при сравнении Плана работ на 2016г. и Отчета за 2016г., опубликованных на официальном сайте АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа http://www.oct-ugh-ufa.ru/, сайте Реформа ЖКХ www.reformagkh.ru, а также врученных лично потребителю (ФИО) управляющей организацией, имеется явное несоответствие раскрываемой информации в указанных документах.
Так, в Планах работ полностью не совпадают между собой наименование работ (услуг) и их годовая плановая стоимость.
В Отчетах имеются существенные несоответствия:
— в разделе «Работы по содержанию и ремонту оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД», «Плановые осмотры», «Расходы по вывозу твердых бытовых отходов» несоответствие стоимости работ (услуг);
— работа (услуга) «Поверка водомеров» на сумму 4099,40 руб. (указанная в Отчете на сайте управляющей организации) в Отчете, опубликованном на сайте Реформа ЖКХ, отсутствует вовсе;
— строка «Прочие доходы от размещения рекламы и кабельного оборудования» на сумму 2007,99 руб. (указанная в Отчете на сайте управляющей организации) в Информации, опубликованной на сайте Реформа ЖКХ, представлена как «Доставка телекоммуникационных систем».
Таким образом, АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа были грубо нарушены требования Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 731, что повлекло за собой нарушение права истца к доступу информации, подлежащей раскрытию организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно абз. 6 п.п. «в» п. 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, ознакомлением собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организацией предварительного обсуждения этих проектов.
С учетом изложенного, и на основании п.п. 17, 21 Стандарта № 731, абз. 6 п.п. «в» п. 4 Правил № 416,
Требую:
1. Устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод потребителя и предоставить информацию по дому №162 по ул. Менделеева г.Уфы за 2016 год в соответствии с законодательством в течении 10 рабочих дней со дня получения Претензии.
2. Учитывая существенные расхождения в перечне работ (услуг) Отчета фактической стоимости содержания жилого дома за 2016г. и Плана стоимости работ по содержанию жилого дома на 2016г. необходимо предоставить следующие сведения: заверенную надлежащим образом копию протокола (-ов) общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома с принятием решения (-ий) на котором предварительно обсуждались вопросы о включении в перечень Отчета за 2016г. дополнительных работ (услуг) (указанных выше); изменения их стоимости (уменьшение, увеличение); расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора.
3. Проект перечня услуг и работ за 2016г., составленный и представленный собственникам помещений указанного многоквартирного дома для утверждения АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа с указанием объема, стоимости, периодичности и (или) графика (сроков) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
4. Сведения о проведении конкурса выбора исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.5. Акты обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), заключения экспертных организаций в целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ.
Это письмо УЖХ по традиции отказалось получать, после чего подали на них в суд.
Просили в принципе то же самое, что написано в претензии, только более подробно расписали, плюс просили возместить для жителей расходы на юриста, которые они понесли, в сумме 25 000. Причем скажу, что это довольно низкая цена, средняя стоимость услуг юристов по представительству в судах на рынке Уфы на текущую дату — 23 000, а с учетом того, что такие дела крайне сложные, нестандартные, то ценник просто ниже плинтуса.
Было 3 процесса в Октябрьском суде, по существу заданных вопросов Октябрьское УЖХ ничего не пояснило, и в итоге суд частично (обратите внимание на это слово) удовлетворил требования жителей.
Решение на сайте Октябрьского суда — https://oktiabrsky—bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=433803090&delo_id=1540005&new=0&text_number=1
Итак, что же решил суд?
1. Суд обязал раскрыть информацию как того требует закон. Ок, это мы в том числе просили, спасибо.
2. Однако, суд отказал считать ремонт асфальта как нарушение, цитирую: «требования истца о признании действий ответчика о включении в Отчет фактической стоимости содержания жилого дома за период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. «ямочный ремонт асфальтовых покрытий» незаконными также подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства в обоснование указанных требований«. Напомнило мне кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя» — Самому что ли зарезаться или справку принести от милиционеров, что я у них не служу?))
Т.е. суд решил, что жители должны сами доказать, что они не проводили собрание и не принимали решение по асфальтировке двора. Только ж как это сделать — если они итак на суде говорят что никакого собрания не было, и даже в планах УЖХ таких работ не было. Более того, прилегающая территория не находится в собственности жителей. И дополнительно, по закону о защите прав потребителей, и в очередной раз по Пленуму Верховного Суда РФ (я писал что он обязателен судами к применению), в п. 28 написано, что «при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере)«. Т.е. УЖХ сами должны доказывать, что сделали эти работы на таких то основаниях, а не жители должны доказывать то, чего не было.
3. Ну и вишенка. Суд оценил всю работу юристов по составлению претензий, написанию иска, хождению в суд в ……. три тысячи рублей. Т.е. жители заплатили 25 000, а получат обратно 3 000. Ну чтоб знали свое место под плинтусом, не высовывались и не пытались отстаивать свои права. Отличная тактика суда, аплодирую.
Конечно же мы подали апелляцию.
На первое рассмотрение УЖХшники не пришли, я коллегии судей снова подробно объяснил все проблемы и суть нарушения, и особенно несоразмерность возмещенных судом расходов фактически понесенным затратам, однако они отложили слушания и обязали явиться УЖХ для дачи пояснений.
Вчера было второе заседание в апелляции. УЖХшники снова не пришли. И Верхушка оставила решение Октябрьского суда в силе. Тот же асфальт, те же 3 000 жильцам за юриста.
Занавес!
Именно поэтому нам, общественной организации Уфасити.ми, нужна ваша поддержка. Мы — последний редут, последняя амбразура на защите жильцов. Очень надеюсь что скоро мы начнем принимать пожертвования на нашу деятельность, потому что получить поддержку от государства пока не выходит.