С 2012 года в Республике Башкортостан реализуется проект «Открытая республика», который предполагает повышение эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти через внедрение механизмов открытости.
На самом же деле реализован проект «Закрытая республика».
На протяжении более чем полугода, начиная с 05 октября 2012 года, участники Совета аксакалов Республики Башкортостан направляют Президенту и Премьер-министру Рустэму Хамитову обращения с просьбой предоставить информацию о закрытых и пониженных в статусе школах республики в рамках «оптимизации» в 2012/2013 учебном году.
Участникам ответили, что закрыто 147 школ, понижен статус 150 школ. Однако от предоставления ответа о том, в каких конкретно селах и на основании каких конкретно правовых актов эти школы закрыты, уклонились.
Отсутствие этой информации препятствует обжалованию в суд нормативных правовых актов о закрытии школ.
23 марта 2013 года участники Совета аксакалов направили повторный запрос по закрытым школам, а также запросы по другим актуальным вопросам.
Однако заместитель руководителя Администрации президента М. Марданов отказал в предоставлении ответов на эти запросы.
Одновременно участники просили личного приема у Президента и Премьер-министра Хамитова с целью сдвинуть с мертвой точки такие вопросы, как непродуманная «оптимизация» образования и здравоохранения, нездоровая экология, угроза приватизации государственных санаториев.
Вместо Рустэма Хамитова представителей Совета аксакалов приняли участливые молодые чиновники, которые не были уполномочены ни решать поднятые вопросы, ни давать по ним пояснения.
Уклонение от предоставления ответа по составу закрытых сельских школ участники Совета аксакалов обжаловали в Кировский районный суд города Уфы.
Судья Капустин отказал в приеме заявления к производству, мотивировав надуманным основанием о том, что заявители не предоставили в суд доверенность от Совета аксакалов. Однако доверенность предоставляет заявитель, а Совет аксакалов не является заявителем в суд. И в Администрацию Президента, и в суд обратились его участники в качестве физических лиц.
Следует отметить, что судья Капустин рассматривает не первое заявление на бездействие Администрации Президента и имеет обыкновение делать это месяцами, хотя закон ограничивает такой срок 5 сутками. Складывается впечатление, что время уходит на согласование вопроса с Администрацией.
Превышение судьей процессуальных сроков чревато еще одним нарушением прав заявителей, поскольку законом установлен короткий 3-месячный пресекательный срок обращения в суд по вопросам бездействия должностных лиц.
Ранее и.о. председателя Кировского районного суда города Уфы суда Яковлева и судья Сиражитдинов сыграли в подобный «пинг-понг» с заявителями. Судья Яковлева возвратила заявление для исправления недостатков и протянула тем самым время. А в удовлетворении повторно поданного заявления судья Сиражитдинов отказал за истечением срока обращения в суд.
Следует отметить, что согласно пункту 11 статьи 96 Конституции Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, настоящей Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Республики Башкортостан, а также вправе обратиться в суд.
Сельские школы Башкортостана закрыты постановлениями назначенных по контракту глав районных администраций, не уполномоченных Законом «О муниципальном самоуправлении» на разрешение вопросов местного значения, к числу которых относится предоставление образования.
Кроме того, согласно Закону об образовании, ликвидация сельских школ допускается только с согласия схода жителей, которое не получено во всех известных случаях.
Приходится констатировать, что Правительство Республики Башкортостан, возглавляемое Премьер-министром Хамитовым, прячет информацию о закрытых сельских школах вместо того, чтобы пресечь захват власти назначенцами в виде глав районных администраций, которые распорядились сельскими школами и бюджетами муниципальных образований в части финансирования образования, как своими собственными.
30 апреля 2013 года участники Совета аксакалов выступили представителями жителей села Аптраково Мелеузовского района и подали вместе с ними заявление о признании Постановлений Главы администрации муниципального района Вахитова М.Ш. о реорганизации школы в селе Аптрак недействующими полностью со дня их принятия, обязании возобновить образовательный процесс.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в особом порядке, не требующем присутствия заявителей. Более того, отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу (часть 3 статьи 252 ГПК РФ). Особое производство установлено законодателем ввиду особой значимости нормативных правовых актов, как разрешающих вопрос о правах и обязанностях неограниченного круга лиц.
Однако судья Байрашев А.Р. отложил первое судебное заседание, назначенное на 22 мая 2013 года, по надуманным основаниям, очевидно избрав тактику изматывания участников Совета аксакалов, вынужденных ехать в суд из Уфы, и сельских жителей, для которых Мелеуз – не ближний свет.
Следующее судебное заседание назначено на 06 июня 2013 года в 15 часов.
Судья не проявил элементарного уважения к участникам судопроизводства и согражданам и лишил их права на подготовительные мероприятия, чему не было препятствий.
Из такого начала судебного разбирательства напрашивается вывод о том, что судье поступило указание «сверху» об отказе в удовлетворении требований заявителей.
О детях, лишенных привычной школы и добирающихся по холоду и бездорожью до соседнего села в тесном автобусе как килька в бочке, и терпящих много других неудобств, из-за которых страдает качество образования, ни районная администрация, ни, как видим, суд не думают.
Не думает также Администрация Президента и Правительство Республики Башкортостан, очевидно выслуживаясь перед Путиным В.В. путем мнимого повышения заработных плат учителям за счет сокращенных учителей сельских школ и, потакая вседозволенности глав районных администраций в преддверии выборов в Госсобрание, в расчете на обеспечение «правильного» голосования населения за Единую Россию.
Следует отметить явную согласованность действий руководства республики и судов. Суды, как видим, «прикрывают» признаки незаконных действий Администрации Президента, за что откровенно «поощряются». Вспомним допуск до праймериз Единой России Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан в качестве депутата в Госдуму Тарасенко М.И. осенью 2011 года и награждение Рустэмом Хамитовым заместителя, ныне и.о. председателя Кировского районного суда города Уфы суда Веры Яковлевой знаком отличия "За самоотверженный труд в Республике Башкортостан" после отстранения от должности председателя Кировского районного суда Мунира Валеева, вынесшего ранее оправдательный приговор оппоненту Хамитова Раилю Сарбаеву.
Чем будут «награждены» судьи за лишение сельских детей права на доступное образование, а жителей сел – права самим решать вопрос о наличии школы в селе и, тем самым, о его будущем?
Советская номенклатура лишала сельчан гражданских паспортов, чтобы, добывая в поте лица хлеб для горожан, не ушли с земли.
Жулики и воры лишили сельчан будущего, чтобы заставить уйти с земли, которую превратили в глобальный товар.
В том и ином случае подрываются основы естественного воспроизводства нации, которая традиционно восполняется не городским, а сельским населением, имеющими более высокую рождаемость.
Здесь же необходимо ответить, что Конституционный Суд Республики Башкортостан более полугода с 24 декабря 2012 года уклоняется от рассмотрения жалобы участников Совета аксакалов на неконституционность указа от 22 октября 2012 года, которым Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов возложил обязанности Премьер-министра Республики Башкортостан на себя.
Данный указ, по мнению заявителей, не соответствует Конституции республики в части разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
А именно, в республике не осталось ни Президента, который мог бы контролировать деятельность Премьер-министра, ни Премьер-министра, обязанного отчитываться перед Президентом.
Два высших должностных лица, будь они разъединены, а не представлены одним лицом, не стали бы делить ответственность за самоуправное закрытие сельских школ и страдания, причиненные детям. Один из них поспешил бы снять эту ответственность с себя и возложить на другого. Однако такая функция взаимоконтроля различных ветвей власти при настоящем положении дел не действует.
Уклонение Конституционного Суда от разрешения жалобы выглядит преднамеренным.
06 августа 2012 года, одновременно с началом непродуманной «оптимизации» — закрытия сельских школ, Рустэм Хамитов издал Распоряжение № РП-190 «О мерах по обеспечению реализации в Республике Башкортостан проекта «Открытая Республика».
Среди мер предусмотрена доработка сайта «Башкирия без дураков», в чём допущено как минимум две ошибки.
Во-первых, «Башкирия» является придуманным неконституционным понятием, оскорбляющим память борцов за Республику Башкортостан, название которой закреплено в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан. Должностные лица не имеют права действовать за пределами основного закона.
Во-вторых, использование сомнительного с точки зрения русской литературы слова «дураки» понижает и без того малопривлекательный имидж Администрации Президента, во многих случаях выступающей источником недостойных уровня руководства республики интриг.
Однако введенное Администрацией Президента в официальный оборот понятие «дураки» полезно с той точки зрения, что действительно пора их выявить и переселить для исправления в села, лишенные школ и лечебных учреждений усилиями глав муниципальных районов и руководства республики.
Но если согласно намерениям Администрации, оставить «Башкортостан без дураков», кто будет управлять районами и республикой, а также вершить правосудие?
Секретарь Совета аксакалов Республики Башкортостан Саитова Рамиля
27 мая 2013 года